7 октября 2021

Инициатор
спецпроекта:

Судовладельцы голосуют за лизинг

В сочетании с мерами господдержки лизинг стал ключевым инструментом обновления российского водного транспорта.

Лизинг с господдержкой стал самым востребованным механизмом для реализации проектов по строительству на отечественных верфях современного транспортного флота. В рамках госпрограмм и коммерческих проектов АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заказала на отечественных верфях строительство гражданских судов на 138 млрд руб. и является лидером российского рынка лизинга водного транспорта.

Одна из приоритетных задач транспортной отрасли страны — замещать устаревший гражданский флот и наращивать объемы судостроения на отечественных верфях. Последнее десятилетие российские власти - госзаказчики внедряют набор мер господдержки, стимулирующих бизнес к решению этих задач.

Наиболее доступным механизмом финансирования судостроительных контрактов стал лизинг. На протяжении последних лет компания ГТЛК, единственным акционером которой является Российская Федерация в лице Минтранса России, вносит весомый вклад в развитие лизинга водного транспорта в России. За период с 2014 года по заказу ГТЛК на российских верфях было построено 81 судно, еще 46 находятся в постройке.

Например, ГТЛК профинансировала строительство пяти СПГ-танкеров Aframax стоимостью  $451 млн на крупнейшей российской судостроительной верфи «Звезда». На заводе «Красное Сормово» для компании ООО «Пола Райз» заказано строительство 11 сухогрузов RSD59 на общую сумму 10,4 млрд руб., а на АО «Средне-Невский судостроительный завод» размещен заказ стоимостью 5,3 млрд руб. на строительство двух пассажирских судов смешанного река-море плавания.

Объем портфеля речных и морских судов ГТЛК за последние 5 лет вырос в 23 раза. Доля водного транспорта в лизинговом портфеле компании увеличилась с 10% до 37% — до 482 млрд руб.

По итогам 2020 года в сегменте водного транспорта по объему нового бизнеса на долю ГТЛК приходится 79% среди российских лизинговых компаний, а по объему лизингового портфеля — 70%. По итогам первого полугодия 2021 года на долю ГТЛК приходится 54% объема всех заключенных лизинговых сделок в сегменте и 76% портфеля (см. аналитику ГТЛК >>>> )

Такие результаты деятельности лизинговой компании стали возможны благодаря принятым мерам господдержки отечественного судостроения и судоходства. В частности, бюджетные средства, выделенные на льготный лизинг, обеспечили льготную ставку, а постановление правительства России № 383 и судовой утилизационный грант создали дополнительные стимулы. Совместно с запуском лизинговых программ это позволило впервые за постсоветское время запустить масштабную программу массового омоложения российского гражданского флота.

Динамику и темпы дальнейшего развития судостроения и водного транспорта в целом можно не только сохранить, но и нарастить за счет сохранения существующих мер, расширения спектра их действия и внедрения новых.

В ГТЛК считают целесообразным разработать и утвердить в техническом регламенте для речных и морских судов срок эксплуатации, в зависимости от типа судна, в диапазоне 30-40 лет.

Также предлагается рассмотреть возможность увеличения утилизационного гранта до 30% при условии приобретения нового судна через лизинговую компанию для перевозок на ВВП.

Особое внимание необходимо уделить вопросам стимулирования перевода транспортного флота на экологически чистые виды топлива и электродвижение. Это будет стимулировать судовладельцев заказывать высокотехнологичный, энергоэффективный и экологичный гражданский флот. Кроме того, такие меры позволят достигнуть мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики, которые будут разрабатывать и производить инновационную сложную технику, загружая производство и создавая новые рабочие места.

Подготовила Татьяна Вильде по материалам ГТЛК

Подробностями о реальном применении лизинговых механизмов на практике с ИАА «ПортНьюс» поделились представители власти, судоходства и судостроительного сектора:

1 июня 2021

Инициатор
спецпроекта:

Грузовладельцы дуют на воду

Широчайшая сеть водных артерий России подталкивает использовать её возможности на всю мощь. Журналисты ИАА «ПортНьюс» опросили грузовладельцев об их отношении к речным перевозкам.

27 апреля 2021

Инициатор
спецпроекта:

Профессионально о морском страховании

Как повлияла пандемия на рынок? Каковы наиболее частые причины страховых случаев? Об этом, а также о тенденциях в сфере морского страхования рассказывает А.Шевченко, начальник отдела морского страхования ПАО СК «Росгосстрах», одной из крупнейших страховых компаний страны.

23 июня 2020

Инициатор
спецпроекта:

Ренессанс гражданского судостроения

Меры господдержки стабилизировали спрос на новые гражданские суда, построенные на российских судостроительных заводах. Теперь, так же как и флот, отечественные верфи нуждаются в обновлении и экономических стимулах для модернизации производственных мощностей.

Возрождение отечественного судостроения сегодня происходит в основном благодаря активной роли государства, которое является как прямым заказчиком, так и создает благоприятные условия, стимулирующие частные компании строить новый флот на российских верфях. В рамках курса на локализацию и импортозамещение в период с 2010 по 2019 годы на российских верфях построено 914 судов и объектов морской техники. За прошлый год на отечественных судостроительных заводах было построено 118 морских и речных судов, что на 4% больше, чем годом ранее.

В спецпроекте «Ренессанс гражданского судостроения» ИАА «ПортНьюс» представило итоги реализации проектов отечественного гражданского судостроения за прошедший 2019 год и планы на ближайшую перспективу, а также обозначило ключевые задачи отрасли и варианты их решения.

Более детальный анализ ситуации в российском судостроение можно ознакомиться в ежегодном аналитическом отчете «Развитие гражданского судостроения в России — 2019 год» подготовленного медиа-группой «ПортНьюс» по заказу Минпромторга России >>>>

15 апреля 2020

Инициатор
спецпроекта:

Забытый судоремонт

Развитие российского судоремонта невозможно без повышенного внимания со стороны государства и принятия мер поддержки. Эксплуатировать исправный флот — задача не менее важная, чем строительство новых судов.

Судоремонт – капитало- и ресурсоемкое направление промышленного производства России. От его дееспособности зависит работа всего флота страны. На протяжении десятилетий это направление выживает само по себе, без особых преференций. Из-за ограниченных финансовых возможностей основные фонды производственных мощностей большинства судоремонтных заводов устаревают. Лишь предприятия, специализирующиеся на обслуживании и поддержании технического состояния речного флота, могут себе позволить развитие. Верфи, ориентированные на  ремонт судов морского и смешанного плавания, находятся в более сложном положении. Поддерживать свою финансово-экономическую стабильность они могу в основном за счет заказов на ремонт судов, находящихся в госсобственности. Эти суда можно ремонтировать только на территории РФ.
Морской и смешанного плавания коммерческий флот бизнес предпочитает ремонтировать за рубежом. Обслуживание судов заграницей даже при обязательном НДС и таможенных платежах зачастую оказывается дешевле и быстрее, чем в России. Переломить ситуацию можно только разработав и внедрив меры господдережки, направленные на развитие и модернизацию отечественного судоремонтного комплекса.
В спецпроекте «Забытый Судоремонт» ИАА «ПортНьюс» подготовило серию материалов о том, в каких условиях и с какими сложностями сталкиваются отечественные судоремонтные предприятия. Участники рынка поделились своим видением того, как можно решить характерные для этого сектора проблемы, чтобы обеспечить развитие и обновление судоремонта России, что позволит выполнять высокотехнологичные и конкурентные услуги по ремонту флота.

В порту Приморск планируется реализовать крупный инвестпроект, способный ликвидировать зависимость России от портов сопредельных государств.

12 ноября 2018

Инициатор
спецпроекта:

Лизинг в судостроении

Для развития судостроения в России требуется надежный и доступный механизм финансирования. Им становится лизинг. Однако для полноценного обновления флота нужны госпрограммы.

30 января 2018

Инициатор
спецпроекта:

Как победить угольную пыль

Уголь является самым перспективным грузом для портов России. Участники рынка высказали свое мнение о том, какими методами можно снизить экологическую нагрузку от деятельности угольных терминалов и какие технологии являются наилучшими в борьбе с угольной пылью.