Профессионально о морском страховании

«Осторожный судовладелец не экономит на страховании»

Фото: Александр Шевченко, начальник отдела морского страхования ПАО СК "Росгосстрах".

- Александр, расскажите, что сейчас происходит на рынке морского страхования? Как на нем отразилась пандемия? Намерен ли «Росгосстрах» укреплять свои позиции в этом виде страхования? 

- Рынок морского страхования переживает непростые времена, как и вся глобальная экономика в целом. Из-за периодических локдаунов почти во всех странах интенсивность эксплуатации флота снизилась: упал объём грузоперевозок, пассажирские линии и туристические маршруты останавливали свою деятельность на продолжительный срок. Эти факторы повлияли на способность судовладельцев оплачивать страховые премии. Из-за перерывов в деятельности и отсутствия фрахта, многие компании были вынуждены расторгнуть заключенные в 2020 году договоры страхования.

«Росгосстрах», как и ранее, намерен оказывать своим партнёрам качественные услуги по страхованию их судов и ответственности.

- Страхует ли «Росгосстрах» зарубежные суда? Какова доля иностранных судов в вашем портфеле?

- «Росгосстрах» активно страхует зарубежных судовладельцев. Точную долю иностранных судов в портфеле назвать сложно, поскольку обычно мы участвуем в состраховании флотов с небольшими долями. Но если считать в единицах судов, которые застрахованы с нашим участием, то это немногим менее 50% всех застрахованных в «Росгосстрахе» судов.

- Как вы охарактеризуете рынок российского водного транспорта? Активно ли российские судовладельцы страхуют суда? 

- Рынок российского водного транспорта вполне сопоставим с зарубежным, с некоторыми особенностями: несмотря на развернутую в последнее десятилетие государственную программу по обновлению флота, доля возрастных судов в РФ выше, чем в европейских странах.

При этом, российские судовладельцы в морском флоте ответственно подходят к страхованию своих основных фондов: остаться без «кормильца», занимать или «вынимать» из оборота деньги на непредвиденный аварийный ремонт или покупку судна взамен повреждённого или погибшего - непозволительная роскошь в наше сложное время.

В речном флоте, к сожалению, уровень проникновения страхования крайне низкий. Каско практически не страхуется — если, конечно, речь не идет о залогах и лизингах, гражданская ответственность страхуется в минимальном объеме. Если говорить упрощённо, всё это приводит к тому, что потенциально большой рынок с довольно серьезными рисками не в состоянии собрать средств, достаточных для покрытия относительно крупных возможных убытков.

- Каков у вас уровень убыточности? Какие самые крупные убытки произошли в последний год-два? Как быстро вы их урегулируете?

- Коэффициент убыточности нетто — то есть отношение понесенных убытков к заработанной премии, у нас составляет 69,8%. Вообще же уровень убыточности в морском страховании в мире традиционно высок. В редкие годы он опускается ниже 90% в среднем по рынку. Если по итогам года убыточность в компании составила 50-70%, такой год считается удачным.

У наших клиентов были в 2020 году достаточно крупные страховые события, в том числе в связи с пожарами и машинными поломками. Некоторые из них нами уже урегулированы. По некоторым процесс урегулирования продолжается. Скорость урегулирования зависит от сложности страхового случая, сроков восстановления судна, споров с третьими сторонами и прочих факторов. Размер убытка не всегда является основанием для продолжительного процесса урегулирования. Например, ущерб в связи с гибелью судна обычно возмещается гораздо быстрее, чем ущерб в связи с серьезным повреждением судна, так как процесс восстановления, анализа повреждений, анализа расходов и т.п. довольно продолжителен во времени. При гибели судна во многих этих действиях уже нет нужды.

- Какие самые распространенные причины страховых случаев? Ошибки экипажа, неисправности на судне, погодные условия?

- Сложно выделить самые распространенные причины. Всё понемногу вносит свой вклад в статистику. По оценке моих коллег, в прошедшие несколько лет самые распространенные аварийные происшествия приходились на поломки машин и оборудования и составляли более 40% случаев. Ошибки экипажа занимали второе место в этом списке. Хотя, конечно, практически всегда за машинными поломками стоит человеческий фактор — будь то ошибки моряков или скрытые дефекты.

Более редкие убытки — это пожар и посадка на мель. Но именно они оборачиваются самыми серьезными финансовыми последствиями, поскольку зачастую приводят к гибели судна.

В 2019 году произошло сразу несколько крупных пожаров, которые оказали влияние на результат крупнейших страховых компаний. Были взрывы, посадки на мель, столкновения — жизнь полна опасностей. Поэтому осторожный судовладелец не экономит на страховании.

- Можете дать прогноз рынка морского страхования на этот год?

- Очень надеемся, что экономика в целом начнет оправляться от потрясений пандемии. Будет фрахт, будут контракты, будут оживать туристические маршруты, а, значит, флот будет страховаться и платить премии. Мы рассчитываем на восстановление и рост. По крайней мере, планы по сборам были утверждены оптимистичные, т.е. отражающие рост показателей.

- Являются ли пандемические ограничения форс-мажором и страховым случаем? Какие здесь есть нюансы?

- Для страховщиков ответственности «карантинные расходы» всегда являлись рядовым риском, стандартно включенным в покрытие, при этом редко реализуемым. Однако масштабы пандемии перевели этот риск в разряд «экстремально вероятных» и для защиты страховщиков от вала претензий, рынок отреагировал внесением в полисы оговорок, исключающих последствия пандемии.

С правовой точки зрения, проявления пандемии коронавируса уже нельзя считать форс-мажорным обстоятельством, так как они не отвечают критерию непредсказуемости – весь мир уже привык жить и работать в условиях карантинных ограничений. Эти ограничения и санитарные требования, призванные сдержать распространение эпидемии, привели к существенному росту расходов судовладельцев, при этом большая часть таких расходов (на обеспечение средствами индивидуальной защиты, тестирование, смену экипажа) относится к операционной деятельности судоходной компании и, соответственно, не может компенсироваться страхованием. С другой стороны, расходы, вызванные непосредственно заболеванием людей на борту, могут быть застрахованы — всё зависит от условий договора страхования.

- Сотрудничаете ли вы с P&I клубами?

- Для страхования рисков P&I Росгосстрах использует собственную емкость, обеспеченную договором облигаторного перестрахования с синдикатами Ллойдс и ведущими участниками европейского перестраховочного рынка. Поэтому поводов для сотрудничества с P&I Клубами у нас нет.

- Расскажите о ситуации на мировом рынке морского перестрахования.

- В этом году, как и в предыдущие, сохраняется тенденция роста тарифов и подъёма страховых премий. По крайней мере, облигаторное перестрахование в этом году подорожало.

То же самое мы видим на международном рынке прямого страхования. Возобновление договора на условиях прошлого года практически нереально, не говоря уже о скидках за безубыточность. В лучшем случае, безубыточный судовладелец может рассчитывать на небольшой рост премии в 5-7%. Убыточный судовладелец может столкнуться и с кратным увеличением стоимости страхования.

- Какие основные ошибки делают судовладельцы при оформлении страховых случаев?

- Вообще, при работе с качественным страховщиком судовладельца не должны волновать ошибки при оформлении страховых случаев. Хороший страховщик не ищет повода отказать в возмещении, придираясь к ошибкам оформления. Хороший страховщик помогает судовладельцу найти оптимальное решение и избежать чрезмерных затрат. А судовладелец, в свою очередь, должен предпринимать те действия, которые защищают и его интересы, и интересы страховщика.

Важная обязанность страхователя – известить страховщика о возможном страховом случае как можно скорее. Это позволяет страховщику назначить для расследования обстоятельств происшествия своего представителя: сюрвейера или корреспондента. Чем раньше эти специалисты подключатся к урегулированию, тем меньше вопросов будет к страхователю впоследствии: они подскажут, какие документы необходимо собрать, какую организацию выбрать для аварийной буксировки или ремонта и вообще, как действовать в той или иной ситуации.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО СК «Росгосстрах»