Экспорт без логистических барьеров

Флекситанк открывает экспортерам мировой рынок

Генеральный директор ООО «Европак» Людвиг Тарханьян о том, как технология транспортировки наливных грузов во флекситанках стала комплексным сервисом, востребованным российскими экспортерами.

Людвиг Сергеевич, как и за счет чего развивается рынок транспортно-логистических услуг?

- Рынок логистических услуг меняется, прежде всего за счет внедрения новейших технологий, которые позволяют оптимизировать затраты и срок доставки груза. Все большим спросом и распространением пользуется технология адаптации контейнерных перевозок для товаров, которые традиционно доставлялись другими способами. С появлением флекситанков стало возможным перевозить жидкие неопасные продукты наливом в контейнерах.

«Европак» – первая российская компания, применившая специальную упаковку – флекситанки, для транспортировки наливных грузов. Мы доставляем наливные, насыпные и генеральные грузы «от двери до двери», предоставляем клиентам «бесшовную» логистику, создавая новые схемы доставки. Это позволяет нашим клиентам торговать и развиваться, поставляя товары на новые рынки. Ежегодно наша компания отгружает тысячи контейнеров через основные российские порты, и является VIP-партнёром ведущих морских линий.

- Президент России Владимир Путин поставил перед экспортёрами страны задачу к 2024 году удвоить объём несырьевого неэнергетического экспорта. Увеличение экспорта невозможно без участия российских логистических компаний. Что предлагает компания «Европак» клиентам, готовых экспортировать свою продукцию?

- В России производится много продукции, которую можно экспортировать во флекситанках. При этом большая часть производств располагается далеко от портов, из-за чего возникает проблема с доставкой товара.

Например, в России основные мощности по производству растительных масел сосредоточены в Центральном, Южном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В частности, подсолнечное масло в основном производится в южных регионах страны, а мощности по изготовлению рапсового, льняного и соевого масел находятся в Алтайском крае, Иркутской, Омской, Новосибирской областях, то есть на территориях удаленных от основных портов России.

Многие производства не работают на полную мощность, поскольку внутренний рынок ограничен, а экспортный – практически закрыт в связи с логистическими барьерами.

Одним из основных потребителей растительных масел является Китай, однако перевозить масла ж/д цистернами из внутренних регионов страны до портов или сухопутных погранпереходов, как это в основном происходит сейчас, дорого. Это не позволяет производителям конкурировать с поставщиками из Украины и южных регионов России.

Контейнерные перевозки во «флекситанках «Европак» в этом случае – оптимальный по цене и качеству вариант. Благодаря внедрению этого сервиса многие производители получили возможность использовать мультимодальную логистику – доставку масла «от двери до двери», которую осуществляет наша компания.

В 2017 году нами был организован логистический сервис по доставке наливных грузов во флекситанках «Европак» с маслозаводов в Барнауле, Омске, Новосибирске, Иркутске и близлежащих регионов по железной дороге до порта Владивосток с дальнейшей отправкой на экспорт в порты Юго-Восточной Азии, в том числе в КНР. Данный сервис набирает обороты и пользуется популярностью, – количество маслозаводов и география отгрузок во флекситанках «Европак» растёт каждый месяц.

- Как организован сервис доставки растительного масла от производителя к потребителю?

- Порожние контейнеры с инсталлированными в них флекситанками «Европак» на автоконтейнеровозах подаются под загрузку на завод. Потом партия гружёных контейнеров аккумулируется на ближайшей ж/д станции, откуда в составе ускоренного контейнерного поезда они отправляются во Владивосток, и далее – морскими линиями в Китай и другие страны. Подобная технология также позволяет организовать отправку небольшими партиями. Флекситанк уравнивает возможности производителей и позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке.

Популярность данного сервиса обусловлена и большой проделанной работой с нашей стороны. Наша компания имеет разрешение (МТУ) на перевозку растительных масел во фрекситанках «Европак» по всей сети ОАО «РЖД», организовано успешное взаимодействие с крупными контейнерными линиями и перевозки с помощью контейнерных поездов.

Наши эксперты подсчитали, что потенциал увеличения экспорта за счёт перевозок во «Флекситанках «Европак» только растительных масел из Алтайского Края, Новосибирской и Омской областей может составить в 2019 году $ 100 млн, а в 2020 году – более $ 300 млн.

Эти регионы имеют огромный экспортный потенциал, и технологии «Европак» позволяют реализовать его в полной мере.

На сегодняшний день наша компания наращивает перевозку растительных масел из Омска, Барнаула, Новосибирска, Томска и Иркутска через порты Дальнего Востока.

При поддержке АО «Российский экспортный центр» в активной стадии обсуждения также находится вопрос организации перевозок наливных грузов во флекситанках «Европак» контейнерными поездами через сухопутные пограничные переходы на КНР: Забайкальск (РФ) – Маньчжурия (Китай); Наушки (РФ) – Замын-Уудэ (Монголия) – Эрлянь (Китай); Достык (Казахстан) – Алашанькоу (Китай).

В дальнейшем к этой схеме планируется подключить Воронежскую, Липецкую, Курскую, Белгородскую, Орловскую области, и другие регионы России.

Подобный сервис позволит сгладить логистические барьеры между двумя странами, сделать поставки наливных грузов не спотовыми, а регулярными и масштабными.

Совместно с компанией «Европак» Российский Экспортный Центр рассматривает меры поддержки производителей, направленные на рост поставок сельскохозяйственной и продовольственной продукции на экспорт, на развитие и удешевление агрологистики, и в конечном итоге – на увеличение экспортного потенциала нашей страны.

Таким образом, благодаря инновационной технологии перевозок во флекситанках «Европак», а также с учётом компенсаций и субсидий, которые даются государством экспортёрам несырьевых неэнергетических ресурсов, российские производители получают новые конкурентные преимущества на международных рынках.

Дополнительно мы рассматриваем увеличение экспортного потенциала РФ за счёт перевозок во флекситанках таких грузов как патока (меласса), жирные кислоты, минеральные масла, неопасная химия, и ряд других продуктов.

Реализация этих планов позволит привлечь дополнительные грузопотоки на российскую железную дорогу и обеспечить увеличение объёмов экспорта.

- Какие грузы можно перевозить во флекситанках?

- Мы начинали с транспортировки минеральных и растительных масел. Со временем наша компания разработала и внедрила флекситанки, сделанные по собственной технологии, которые полностью соответствуют международным и отечественным требованиям. Флекситанки «Европак» прошли аудит пищевой безопасности «Каргилл», имеют все необходимые разрешения на перевозку как пищевых грузов, так и неопасных нефтепродуктов, а терминалы аккредитованы крупнейшими зарубежными компаниями для работы с их отечественными «дочками» - российскими производителями. Это позволило расширить номенклатуру грузов, допустимых к перевозке во флекситанках. Теперь мы перевозим растительные и базовые масла, жидкие минеральные удобрения, виноматериал, неопасные химические продукты, патоку, жирные кислоты и другие товары.

В феврале этого года компания «Европак» получила разрешение от ЦФТО РЖД на перевозку любых неопасных наливных грузов во флекситанках «Европак».

Сегодня Evropac является самым опытным и надежным поставщиком услуг по перевозке во флекситанках на российском рынке. Нашими многолетними клиентами являются российские нефтяные компании «Лукойл», «Татнефть», «Газпромнефть», «Роснефть», а также крупнейшие производители и трейдеры сельскохозяйственных грузов – Cargill, Bunge, Содружество, НМЖК (Wilmar), Благо, Эфко, и многие другие.

Будучи VIP-клиентом крупнейших контейнерных линий  MAERSK, MSC, СMA и др., у нас есть достаточное количество порожних контейнеров и оборудования, места на судах, что позволяет компании наращивать и развивать это направление. У нас всегда есть достаточное количество порожних контейнеров в портах, а в стоке по России всегда более 3000 флекситанков.

- Какие возможности для бизнеса открывает технология по перевозке наливных грузов во флекситанках?

- Флекситанк «Европак» – это полимерная эластичная упаковка, которая устанавливается в стандартный 20-ти футовый контейнер, и служит для перевозки различных видов наливных неопасных грузов химической и пищевой промышленности. Контейнер с флекситанком легко перегружается с автомобиля на железную дорогу или морское судно, без промежуточных перетарок, что обеспечивает максимально эффективный оборот контейнеров и существенно уменьшает стоимость транспортировки.

Кроме этого, флекситанк позволяет доставлять груз «от двери до двери», сохраняя качество и количество груза.

Флекситанк «Европак» легко инсталлируется в контейнер, – 2 человека тратят на это не более 20 минут; после выгрузки в пункте назначения флекситанк легко сворачивается и сдаётся во вторичную переработку.

Флекситанк «Европак» – это одноразовая упаковка, что исключает необходимость чистки контейнера после использования.

- Ваша компания уже 10 лет применяет эту технологию, что изменилось за последнее время?

В настоящее время Европак использует флекситанки нового поколения – «Европак Blu Sky», которые делаются по специальной технологии, имеющей ряд особенностей и преимуществ.

Основное из них, – применение арамидных нитей. По прочности на разрыв они не уступают стали и на порядок повышают прочность внешнего, полипропиленового, слоя флекситанка, который, кроме этого, имеет ещё 4 внутренних слоя полиэтилена.

Флекситанк Европак Blue Sky оборудован 3-х дюймовым загрузочным и разгрузочным шаровым клапаном с двойной степенью защиты. Воздушный клапан позволяет стравливать из флекситанка лишний воздух. Заливается флекситанк «Европак», в зависимости от вязкости груза, за 30-40 минут.

Флекситанк «Европак Blue Sky» позволяет максимально использовать полезный объём контейнера: в него можно загружать до 24 тыс. литров. «Европак» производит флекситанки объёмом 17–24 тыс. литров.

Следующую выгоду дает использование флекситанка:.

 

 

Рис. 2. Расчёты затрат на тару

Также Флекситанки «Европак» объединяют достоинства контейнерных перевозок и новые важные преимущества:

- всегда новая и герметичная упаковка – гарантия абсолютной чистоты продукта;

- отсутствие промежуточных перетарок – сохраняет качество и 100% объём продукта;

- отсутствие расходов на возврат порожнего подвижного состава;

- не нужна промывка тары;

- возможность поставки наливных грузов небольшими партиями, что, среди прочего, обеспечивает гарантию непрерывности производства;

- возможность временного хранения груза непосредственно в контейнере;

- отсутствие необходимости в резервуарном парке

- доставка груза «от двери до двери».

Эти факторы снижают конечную себестоимость продукта и повышают его конкурентоспособность и дают возможность выйти на новые рынки в любой точке мира.

- Какие логистические схемы, предлагаемые вашей компанией, стали доступны грузоотправителям при внедрении флекситанков?

 - Стараясь максимально оптимизировать процесс доставки грузов, мы предоставляем клиентам простую бесшовную логистику. В зависимости от приоритета клиента и маршрута, предлагается три базовые схемы перевозок.

Первая, предусматривает приём груза с железнодорожных или автоцистерн, перелив во флекситанки на одном из наших припортовых терминалов в Новороссийске, Астрахани, Владивостоке, с дальнейшей отправкой в порт назначения. По данной схеме мы ежегодно обрабатываем более 50 тыс. тонн минеральных масел компании «Лукойл», а также более 40 тыс. тонн растительных масел ОАО «НМЖК» и других производителей.

 

Схема 1. Приём авто- и жд цистерн клиента на терминале, перевалка по прямому варианту

Вторая схема перевозок применятся, когда производится подача контейнера с флекситанком под погрузку на завод, затем автомобильная доставка груза до порта отправления. Далее контейнер грузится на судно и следует в порт назначения. По этой схеме мы работаем через порты Новороссийск, Калининград, Астрахань с компаниями ООО ТД «Содружество», ООО «Бунге СНГ», и другими.

 

Схема 2. Автоподача контейнера с флекситанком на завод клиента

Также нашим клиентам мы предлагает мультимодальную перевозку «от двери до двери». Третья схема предусматривает загрузку в автоконтейнер с флекситанком на завозе клиента, аккумулирование контейнеров на ближайшей ж/д станции, затем отправка в составе ускоренных контейнерных поездов до порта. Данная схема популярна среди маслозаводов сибирского и центрального ФО.

 

Схема 3. Автоподача контейнера с флекситанком на завод клиента с последующей ж/д отправкой в порт

 Все отгрузки сопровождаются полным комплексом экспедиторских услуг. В зарубежных портах по запросу клиента может быть организовано сопровождение и доставка контейнера на автомобильном транспорте до склада грузополучателя. Во всех крупных мировых портах у нас есть свои представители.

- Какие сервисы сегодня также востребованы при доставке грузов?

- Помимо транспортировки во флекситанках, компания «Европак» специализируется на перевозках насыпных грузов во вкладышах, а также на перевозке фасованных и генеральных грузов в 20-ти и 40-ка футовых контейнерах.

Мы организуем погрузку на заводе отправителя, либо перегрузку из автомобильного или железнодорожного транспорта на наших терминалах. Для перевозок мы используем собственный парк автоконтейнеровозов, который за последние несколько лет вырос в два раза. Сотрудничаем с автопредприятиями по всей России, что позволяет нам своевременно предоставлять транспорт под погрузку.

Более пяти лет наша компания успешно развивает направление по работе с фасованными и другими генеральными грузами.

Мы предлагаем грузоотправителям сервисы по приёму, накоплению и хранению фасованной продукции, с последующей отправкой её на экспорт в контейнерах: зерновые в мешках, фасованные моторные масла, бутилированные растительные масла, каучуки, технический углерод, пиломатериалы, МДФ плита, и многие другие грузы.

Более двух лет компания «Европак» производит отгрузку на экспорт фасованных масел и других продуктов крупнейших нефтяных компаний, используя эффективную систему контроля и учёта складских запасов собственной разработки. Это позволяет единовременно хранить на складах компании более 500 артикулов, сведя к нулю пересортицу при отгрузках.

Всё это позволяет создавать оптимальные условия для клиентов, экономить время, снижать расходы, и получать дополнительные возможности для развития бизнеса.

Беседовала Наталья Фролова