Индивидуальный пошив защиты бизнеса

Реальные и потенциальные риски

Необходимо объективно оценить уже введенные и установленные запреты и ограничения для российского флага, и отделить их от потенциальных рисков, с которыми может столкнуться российский судовладелец и/или грузовладелец. Из объективно существующих и действующих, это: 
1.1. меры, установленные Регламентом СЕ (ЕС) 2022/328 от 25.02.2022 с изменениями в Регламент (ЕС) 833/2014: 
- запрет на осуществление продажи, поставки, передачи или экспорта, прямо или косвенно, товаров и технологий, которые могут способствовать военно-техническому совершенствованию России или развитию сектора обороны и безопасности, как указано в Приложение VII, независимо от того, происходит оно из Союза или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России. 
Секция VI данного Регламента определяет «морскую» категорию таких товаров, к которым, в частности,  отнесены: суда, морские системы или оборудование и специально  разработанные для них компоненты, компоненты  и аксессуары; суда (надводные или подводные), в том числе надувные  лодки и специально спроектированные компоненты для них; судовые  двигатели  (как стационарные, так и подвесные) и подводные двигатели  и специально разработанные для них компоненты; спасательные жилеты; подводные фонари и двигательное оборудование; воздушные компрессоры и система фильтрации, специально разработанные для наполнения воздушных баллонов; программное обеспечение и прочие.
Иными словами, продажа, поставка, экспедирование и экспорт товаров, указанных в данной секции, находится под запретом и не может быть осуществлен европейскими компаниями любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России. Исключения составляют обязательства по Контрактам, заключенным до 26/02/2022 со сроком исполнения до 01/05/2022.
1.2. меры, установленные Регламентом Совета (ЕС) 2022/263 от 23 февраля 2022 г. и Регламентом Совета (ЕС) 2022/428 от 15 марта 2022 г. о внесении изменений в Регламент (ЕС) 834/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине.
- запрет оказывать прямо или косвенно техническую помощь или брокерские услуги, связанные с товарами и технологиями, отнесенными в том числе к «морской» категории, или связанные с предоставлением, производством, обслуживанием и использованием таких товаров любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России, включая ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, или для использования на указанных территориях; 
- запрет предоставлять, прямо или косвенно, финансирование или финансовую помощь, связанную с товарами и технологиями, перечисленными в Приложении II, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу на указанных территориях или для использования на указанных территориях. 
Уверена, все судовладельцы прекрасно понимают фактическую сторону таких ограничительных мер: снабжение судов, их обслуживание силами европейских компаний, как и сделки по приобретению запасных частей, инструментов и принадлежностей европейского производства на текущем этапе приостановлены. Так же обстоит дело с рынком купли-продажи судов у европейских компаний.   
 1.3. Запреты, введенные целым рядом европейских стран, на заход в порты для судов под флагом РФ, либо контролируемым российским капиталом/владельцами. К таким странам сегодня относятся: Великобритания, Канада, Польша, Франция. Некоторые страны не выразили свою позицию о прямом запрете судоходства российского флота, однако, обозначили намерение поддержать своих европейских собратьев. Среди них наши соседи - Эстония, Латвия, Литва. 
Полагаю, что при оценке рисков возможного запрета, ограничений по заходу и/или отказу в обслуживании и обработке судов в европейских портах судовладелец может опираться на «список недружественных стран», содержащийся в Распоряжении Правительства РФ от 5 марта 2022 года №430-р. Общей в данном случае может быть рекомендация избегать захода судов под флагом РФ в порты «недружественных стран».
В свою очередь, в условиях санкционного давления, Госдума приняла закон, который вносит ряд послаблений для транспортной отрасли РФ (документ N84971-8 от 11 марта 2022). Можно предполагать, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные шаги по поддержке российского флота и обеспечения его бесперебойной работы, изменяться логистические цепочки, активнее будет эксплуатироваться флот на ВВП, транспортные средства международной перевозки.  
Решение МАКО об исключении РМРС из ассоциации может потенциально повлиять на строительство и ремонт судов поднадзорных РС вне территории РФ, но фактически - нет. Так как, с достаточной долей вероятности можно сказать, что суда под флагом РФ, поднадзорные РС, будут в силу Резолюций СЕ лишены возможности осуществлять ремонт и строительство на европейских судоремонтных предприятиях. При этом, полагаю это увеличит спрос на строительство и ремонт на судоремонтных предприятиях России, Турции

Адвокат Екатерина Черноусова (Быковская), практикующий морской юрист, Санкт-Петербург, о важности отделять и объективно оценивать уже введенные и установленные запреты от возможных угроз 

Фото автора

Необходимо объективно оценить уже введенные и установленные запреты и ограничения для российского флага, и отделить их от потенциальных рисков, с которыми может столкнуться российский судовладелец и/или грузовладелец. Из объективно существующих и действующих, это: 

1.1. меры, установленные Регламентом СЕ (ЕС) 2022/328 от 25.02.2022 с изменениями в Регламент (ЕС) 833/2014

- запрет на осуществление продажи, поставки, передачи или экспорта, прямо или косвенно, товаров и технологий, которые могут способствовать военно-техническому совершенствованию России или развитию сектора обороны и безопасности, как указано в Приложение VII, независимо от того, происходит оно из Союза или нет, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России. 

Секция VI данного Регламента определяет «морскую» категорию таких товаров, к которым, в частности,  отнесены: суда, морские системы или оборудование и специально  разработанные для них компоненты, компоненты  и аксессуары; суда (надводные или подводные), в том числе надувные  лодки и специально спроектированные компоненты для них; судовые  двигатели  (как стационарные, так и подвесные) и подводные двигатели  и специально разработанные для них компоненты; спасательные жилеты; подводные фонари и двигательное оборудование; воздушные компрессоры и система фильтрации, специально разработанные для наполнения воздушных баллонов; программное обеспечение и прочие.

Иными словами, продажа, поставка, экспедирование и экспорт товаров, указанных в данной секции, находится под запретом и не может быть осуществлен европейскими компаниями любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России. Исключения составляют обязательства по Контрактам, заключенным до 26/02/2022 со сроком исполнения до 01/05/2022.

1.2. меры, установленные Регламентом Совета (ЕС) 2022/263 от 23 февраля 2022 г. и Регламентом Совета (ЕС) 2022/428 от 15 марта 2022 г. о внесении изменений в Регламент (ЕС) 834/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине.

- запрет оказывать прямо или косвенно техническую помощь или брокерские услуги, связанные с товарами и технологиями, отнесенными в том числе к «морской» категории, или связанные с предоставлением, производством, обслуживанием и использованием таких товаров любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России, включая ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, или для использования на указанных территориях; 

- запрет предоставлять, прямо или косвенно, финансирование или финансовую помощь, связанную с товарами и технологиями, перечисленными в Приложении II, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу на указанных территориях или для использования на указанных территориях. 

Уверена, что все судовладельцы прекрасно понимают фактическую сторону таких ограничительных мер: снабжение судов, их обслуживание силами европейских компаний, как и сделки по приобретению запасных частей, инструментов и принадлежностей европейского производства на текущем этапе приостановлены. Так же обстоит дело с рынком купли-продажи судов у европейских компаний.    

1.3. Запреты, введенные целым рядом европейских стран, на заход в порты для судов под флагом РФ, либо контролируемым российским капиталом/владельцами. К таким странам сегодня относятся: Великобритания, Канада, Польша, Франция. Некоторые страны не выразили свою позицию о прямом запрете судоходства российского флота, однако, обозначили намерение поддержать своих европейских собратьев. Среди них наши соседи - Эстония, Латвия, Литва. 

Полагаю, что при оценке рисков возможного запрета, ограничений по заходу и/или отказу в обслуживании и обработке судов в европейских портах судовладелец может опираться на «список недружественных стран», содержащийся в Распоряжении Правительства РФ от 5 марта 2022 года №430-р. Общей в данном случае может быть рекомендация избегать захода судов под флагом РФ в порты «недружественных стран».

В свою очередь, в условиях санкционного давления, Госдума приняла закон, который вносит ряд послаблений для транспортной отрасли РФ (документ N84971-8 от 11 марта 2022). Можно предполагать, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные шаги по поддержке российского флота и обеспечения его бесперебойной работы, изменяться логистические цепочки, активнее будет эксплуатироваться флот на ВВП, транспортные средства международной перевозки.  

Решение МАКО об исключении РМРС из ассоциации может потенциально повлиять на строительство и ремонт судов поднадзорных РС вне территории РФ, но фактически - нет. Так как, с достаточной долей вероятности можно сказать, что суда под флагом РФ, поднадзорные РС, будут в силу Резолюций СЕ лишены возможности осуществлять ремонт и строительство на европейских судоремонтных предприятиях. При этом, полагаю это увеличит спрос на строительство и ремонт на судоремонтных предприятиях России, Турции, Индии и Китая.  
Болезненной может стать ситуация для судов, эксплуатируемых по бербоут-чартеру под флагом РФ, при наличии ограничения на классификационное общество-члена МАКО для основного судового реестра.

Решение МАКО об исключении РМРС из ассоциации может потенциально повлиять на строительство и ремонт судов поднадзорных РС вне территории РФ, но фактически - нет. Так как, с достаточной долей вероятности можно сказать, что суда под флагом РФ, поднадзорные РС, будут в силу Резолюций СЕ лишены возможности осуществлять ремонт и строительство на европейских судоремонтных предприятиях. При этом, полагаю это увеличит спрос на строительство и ремонт на судоремонтных предприятиях России, Турции, Индии и Китая.  

Болезненной может стать ситуация для судов, эксплуатируемых по бербоут-чартеру под флагом РФ, при наличии ограничения на классификационное общество-члена МАКО для основного судового реестра.