Приморск как замена Прибалтике

Директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин

Вопрос переориентации грузопотоков из портов сопредельных государств, в первую очередь Прибалтики, стоит достаточно давно. Многое уже сделано, но вопрос стоит и достаточно серьезно: международную конкуренцию никто не отменял. Как Роттердам конкурирует с Гамбургом за грузопотоки, так и мы конкурируем с соседними странами.

Какие российские и, отчасти, казахские грузопотоки в настоящее время уходят в иностранные порты?

Это, во-первых, уголь: за 2018 год транзит российского и казахского угля через Прибалтику вырос.

Во-вторых, это минеральные удобрения, зерновые грузы и контейнеры.

Таким образом, российский транзит через Прибалтику по номенклатуре практически на 100% соответствует заявленному для проекта Приморского УПК.

По углю в 2018 году наблюдался ажиотажный спрос на западном направлении из-за невозможности перевезти весь объем на Дальний Восток и ценовой конъюнктуры.

 Минеральные удобрения и зерновые в долгосрочной перспективе будут иметь стабильно растущий спрос из-за роста населения и соответственно потребления продовольствия в мире.

Что касается контейнеров, то вполне вероятно, что их поток будет постепенно выводиться за пределы перегруженного транспортом Санкт-Петербурга. К тому же в случае отмены санкций и контрсанкций можно прогнозировать дальнейший рост контейнерных перевозок.

Если говорить об экологическом аспекте, то стоит отметить, что вокруг перевалки угля сложился ряд обывательских мифов. Они сформировались под влиянием опыта жителей тех городов, где уголь перегружается буквально под окнами старым грейферным способом. Сама по себе угольная пыль экологически безвредна, потому что уголь химически нейтрален, не вступает во взаимодействие ни с водой, ни с воздухом. Понятно, что дышать этой пылью, как и любой другой, нехорошо, но в силу своей тяжести угольная пыль не переносится на большие расстояния. Самым эффективным способом борьбы с угольной пылью является лесополоса шириной от 100 м. «Приморский УПК» строится как раз внутри лесного массива, который сам по себе является наилучшей защитой от угольной пыли. Когда речь идет о строительстве нового терминала, то на нем возможно применить наилучшие доступные технологии снижения вредного воздействия на окружающую среду. На существующих терминалах, построенных на старых принципах, это сделать сложнее: к примеру, в канадском Ванкувере функционируют большие угольный и серный терминалы с открытым хранением прямо в центре города.

Способы борьбы с угольной пылью, которые планируется применять на «Приморском УПК», на мой взгляд, даже избыточны. Примеров настолько защищенного терминала, по сути, в мире сейчас нет.

Что касается вырубки леса под объекты комплекса, то в масштабах Ленинградской области это – ничто. Большая часть области – это лес, лесом заросла и часть бывших сельхозугодий, которые обрабатывались в советские годы. Абсолютно точно, что в регионе имеется тренд на увеличение лесных массивов, а не на их сокращение.

В целом можно сказать, что наличие порта – это двигатель для экономики. Предприятия появляются там, где есть возможность быстрого вывоза их продукции. Так было и с самим Санкт-Петербургом.