За чистоту балластных вод

Особенности переходного периода

В рамках Конвенции BWM 2004 судовладельцам предписывается обеспечить суда  специальными системами для обработки балластных вод, а национальным администрациям создать условия для контроля, управления и замены балластных вод.

Международная конвенция ИМО по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками 2004 года (Конвенция BWM 2004) вступила в силу 8 сентября 2017 года. Впрочем, за два месяца до вступления Конвенции в силу на 71-й сессии Комитета по защите морской среды (MEPC) Международной морской организации (ИМО), был предусмотрен переходных период, в течение которого, международной судоходной отрасли предстояло привести в соответствие с требованиями конвенции коммерческий флот и портовую инфраструктуру. Это решение закономерно, поскольку для выполнения нового свода правил обращения с балластными водами предстояло реализовать не только масштабные, но и довольно затратные мероприятия для участников судоходного бизнеса. Наряду с другими странами, Россия, которая присоединилась к данной конвенции еще в 2012 году, готовится к имплементации Конвенция BWM 2004.

Заботы для бизнеса

Судовладельцам, чтобы соответствовать новым требованиям, необходимо обеспечить суда, имеющие право плавать под флагом стороны, подписавшей Конвенцию (вне зависимости от даты постройки) специальными системами для обработки балластных вод механическим, химическим или биологическим способом. Это позволит предотвратить попадание в моря и океаны жизнеспособных нежелательных организмов и микробов со сбрасываемыми балластными водами. Минимальная концентрация, таких нежелательных веществ определена стандартом качества балластных вод, который зафиксирован в Правиле D-2. На переходный период Конвенцией предусмотрен стандарт D-1, согласно которому вместо обработки допускается замена балластной воды на достаточном удалении от берега.

 

Сроки выполнения этих правил в рамках переходного периода были диверсифицированы в зависимости от даты постройки судов и получения на них Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (Свидетельства IOPP). Так суда, построенные 8 сентября 2017 года и после этой даты, должны отвечать требованиям стандарта D-2 к моменту окончания постройки. Существующие суда, построенные до 8 сентября 2017 года, должны соответствовать стандарту D-2 для первого возобновления Свидетельства IOPP после вступления в силу Конвенции, если предыдущее освидетельствование проводилось в период с 8 сентября 2014 по 8 сентября 2017 года. Если Свидетельство по IOPP приходится на период с 8 сентября 2017 по 8 сентября 2019 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 не позднее второго возобновляющего освидетельствования. Периодичность освидетельствования по IOPP для коммерческого флота в среднем составляет 3-5 лет.

Существующие суда, на которые не распространяется требование в отношении Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP), должны обеспечивать соответствие стандарту, указанному в Правиле D-2, начиная с даты, определяемой Администрацией, но не позднее 8 сентября 2024 года. То есть к 2024 соблюдение Правила D-2 будет распространено на все суда.

По оценкам экспертов, для выполнения требований Международной конвенции BWM 2004, в мире возникнет необходимость ежедневно модернизировать порядка 20-40 судов. В случае, если судно не может обеспечить очистку балластной воды, она останется на борту. При этом из-за веса балластной воды на борт придется брать меньше груза. Потери могут составлять до $50 с тонны, для одного судна. И такие потери могут исчисляться сотнями тысяч евро, считают эксперты.

В этой связи, для судовладельцев важно найти оптимальное по стоимости, размеру и особенностям монтажа оборудование. При этом системы управления балластными водами должны иметь одобрение Комитета Международной морской организации (ИМО) по защите морской среды (MEPC). В числе первых, в июле 2007 года базовое и окончательное одобрение в частности получила система PureBallast System компании Alfa Laval.

При этом избежать исполнения требований Конвенции не удастся, поскольку все суда в морских портах в обязательном порядке будут проверяться. Инспекции портового контроля в морских портах Российской Федерации готовятся к проверкам судов на соответствие конвенции BWM 2004.

На берегу

Помимо перечисленных стандартов в приложении к Конвенции также определен свод правил, описывающих различные процессы управления и замены балластных вод. Конвенция требует наличия в морских портах и на терминалах, где производятся очистка или ремонт балластных танков, сооружений для приема осадков, учитывая соответствующее Руководство ИМО. Такие приемные сооружения должны эксплуатироваться, не вызывая необоснованных задержек судов и обеспечивать безопасное удаление осадков, не причинять ущерба окружающей среде, здоровью человека, имуществу или ресурсам. Конвенция применяется к судам стороны Флага.

В настоящее время Минтранс России разрабатывает нормативные акты, для выполнения норм Конвенции. Как стало известно ИАА «ПортНьюс», обсуждается возможность при определенных условиях предоставления судну под российским флагом изъятий от выполнения балластной конвенции. Также в морских портах планируется установить районы для замены балластных вод.

Кроме того, существуют некоторые положения Конвенции, которые можно назвать «факультативными» - они выполняются на усмотрение национальных Администраций. Так, например, конвенция не применяется к судам, которые эксплуатируются только в национальных водах, если Администрация не решит по-другому.

Сегодня еще остается ряд практических задач, которые требуется разрешить в ближайшее время. Так, до сих пор не сформирован пул аккредитованных лабораторий, способных провести анализ проб балластных вод, а также отсутствует инфраструктура в морских портах для принятия балластных вод, которые нельзя сбрасывать. Отдельно обсуждается возможность использования в качестве приемного сооружения в порту танкера, оборудованного системой очистки балластных вод.

Татьяна Вильде.