- Главная
- Спецпроекты «ПортНьюс»
- Научное сопровождение Арктики
- Бюро уникального флота
Научное сопровождение Арктики
Бюро уникального флота
Проектное конструкторское бюро «Балтсудопроект» ФГУП «Крыловский ГНЦ», создавшее единственный в мире атомный контейнеровоз, разработало технический проект первого российского ледокола, работающего на СПГ и дизельном топливе.
ЦКБ «Балтсудопроект» – одно из ведущих подразделений Крыловского центра, которое занимается проектированием полного цикла уникальных технически сложных судов и сооружений. В этом году ЦКБ отметит 95-летний юбилей. Вхождение в Крыловский центр даёт возможность работать накоротке с испытательной базой центра, использовать весь научно-технический задел. Помимо основных отделений, которые занимаются вопросами гидродинамики, аэродинамики, мореходности, управляемости, ледовой ходкости и прочности, в составе Крыловского центра есть подразделения, которые специализируются на вопросах акустического проектирования, физических полей и электромагнитной совместимости. Это очень важно при разработке перспективных проектов малошумных и специальных судов, а также плавсооружений.
Отдельно следует отметить взаимодействие с «ЦНИИ СЭТ», который является производителем и поставщиком единой электроэнергетической системы и специальной энергоустановки. Такая научная кооперация позволяет в рамках одного предприятия, без привлечения соисполнителей, ЦКБ «Балтсудопроект» создавать сложные инновационные судостроительные проекты.
За последние годы конструкторское бюро разработало проекты ледоколов «Москва» и «Санкт-Петербург» (проект 21900), ледоколов «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск» (проект 21900М). В 2019 году ФГУП «Росморпорт» заключило с АО «ЛСЗ «Пелла» контракт на строительство модернизированного ледокола проекта 21900М2. Это уже третье исполнение данной линейки ледоколов, что свидетельствует о качестве и оптимальности исходного проекта с точки зрения спроектированной формы обводов корпуса и технических решений.
Также ЦКБ на этапе технического проекта принимало участие в создании портового ледокола «Обь» проекта 30044 (Aker Arc 124). По заказу компании Aker Arcitc Technology специалисты проектного бюро выполняли часть технического проекта систем энергоустановки и общесудовых систем и разрабатывали часть рабочей конструкторской документации и эксплуатационной документации для строительства и сдачи ледокола «Обь» на ПАО «Выборгский судостроительный завод».
На ПАО «Амурский судостроительный завод» для ООО «Газпром флот» построены два судна снабжения для работ с буровыми установками проекта 22420 - «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремета», первые суда такого класса, спроектированные и построенные в России.
При непосредственном участии ЦКБ Samsung Heavy Industries совместно с ПАО «Выборгский судостроительный завод» для ООО «Газпром флот» построены полупогружные буровые установки «Полярная звезда» и «Северное сияние».
Опыт и разработки «Балтсудопроекта» применялись в научно-экспедиционном судне проекта 22280 «Академик Трешников», построенном на Адмиралтейских верфях по заказу Росгидромета (ААНИИ). А также в серии морских буксиров дальней зоны действия проекта 23470, строящейся на ПАО «Ярославский судостроительный завод». В декабре 2019 года первый буксир передан в состав ВМФ России.
Отметим, что специалисты бюро выполнили большой объём проектных работ по модернизации атомного лихтеровоза проекта 10071 «Севморпуть», построенном в 1980-х годах, спроектированным «Балтсудопроектом». После модернизации атомоход «Севморпуть», способный самостоятельно проходить сплошные ледяные поля толщиной до метра со скоростью около двух узлов и перевозить порядка 36 тыс. тонн грузов, был задействован для доставки рыбной продукции арктическим маршрутом с Дальнего Востока на Северо-Запада России. Первый такой успешный рейс по СМП лихтеровоза «Севморпуть» состоялся в 2019 году. В 2020 году судно совершает второй рейс. Он доставит Северным морским путем в Санкт-Петербург 204 контейнера с 5,5 тыс. тонн камчатской рыбы. ФГУП «Атомфлот» прорабатывает возможность организации до четырех рейсов атомохода ежегодно по СМП.
В тренде
В связи с ужесточением экологических требований к флоту в мировом судоходстве и судостроении стали особенно востребованы проекты судов, использующие альтернативное экологически чистое топливо. Этот тренд не остался без внимания отечественных проектировщиков.
В частности ЦКБ «Балтсудопроект» по заказу ФГУП «Росморпорт» разработал технический проект вспомогательного СПГ ледокола, работающего на двух видах топлива (дизельном и СПГ), мощностью 13 МВт. Работа над проектом 23620 велась в тесном взаимодействии с отделом строительного контроля и технического наблюдения заказчика, потенциального производителя СПГ оборудования и РС.
Ледокол является первым российским ледоколом с главной энергетической установкой (ГЭУ), работающей на СПГ (единственным в мире ледоколом на природном газе являлся финский ледокол Polaris) и первым в мире ледоколом с ГЭУ на СПГ, имеющем в символе класса РС знак DYNPOS-2.
В настоящий момент разрабатывается модификация проекта с дополнительными символами в классе судна.
Еще одной значимой разработкой для отечественного рынка стал проект 22790 многоцелевого судна обеспечения. Для обустройства и эксплуатации морских месторождений требуются многоцелевые суда обеспечения, которые в России до настоящего времени не строились, а закупались за рубежом. ЦКБ «Балтсудопроект» совместно с другими подразделениями Крыловского центра разработали этот проект в рамках госпрограммы по рекомендации экспертной группы «Технологии и оборудование для шельфовых проектов», сформированной во исполнение Плана мероприятий по импортозамещению в ТЭК.
Техпроект 22790 планируется использовать в качестве базового для создания модификаций судна по требованиям заказчиков - компаний ТЭК и операторов нефтегазового флота, что позволит организовать серийное строительство и тем самым снизить построечную стоимость судна, а также решить задачу импортозамещения в этой сфере.
Материал подготовлен на основе информации, предоставленной ФГУП «КГНЦ»