- Главная
- Спецпроекты «ПортНьюс»
- Судовладельцы голосуют за лизинг
- Мнения госзаказчиков
Судовладельцы голосуют за лизинг
Мнения госзаказчиков
Бизнес достаточно быстро адаптировался к лизинговым программам и активно использует их для обновления флота. Компании же с государственным участием и госзаказчики этот инструмент внедряют постепенно. Стоит отметить, что существуют и регуляторные ограничения, осложняющие внедрение этого эффективного механизма строительства нового флота.
Пока судов, построенных в лизинг для выполнения государственных задач, единицы, в то время как бизнес построил по такой схеме более 100 судов (см. аналитику ГТЛК >>>> ). Например, региональные власти лишь недавно стали применять этот финансовый инструмент для обновления пассажирского флота, работающего на территории.
В частности, в 2019 году Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) по программе льготного лизинга приобрел два скоростных судна на подводных крыльях «Валдай». Красноярский край реализует проект обновления пассажирского флота, обслуживающего социально значимую линию Красноярск— Дудинка.
Как рассказал «ПортНьюс» заместитель министра транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин, в июле 2020 года на АО «Средне-Невский судостроительный завод» было заложено головное пассажирское судно проекта А 45-90.2 вместимостью 245 человек. Проект реализуется совместно с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» с применением льготного финансирования. Планируется, что первое судно «Андрей Дубенский» будет передано в 2023 году, второе — «Виктор Астафьев» — в 2024 году.
«Высокая стоимость современных пассажирских судов зачастую не позволяет коммерческим предприятиям осуществлять обновление флота самостоятельно», — отметил Дмитрий Зотин. По его мнению, развитие механизма поддержки обновления флота путем предоставления льготного лизинга может внести положительный вклад в экономику региона и страны.
«В частности, это будет способствовать сохранению устойчивого сообщения между населенными пунктами в навигационный период, развитию круизного туризма, в том числе на территориях, включенных в Арктическую зону Российской Федерации. Кроме того, лизинговые механизмы позволяют уменьшить объем субсидий, выделяемых из бюджетов регионов на выполнение программ социально-значимых перевозок водным транспортом, за счет снижения затрат на эксплуатационное, техническое обслуживание и ремонт судов, а также способствуют загрузке производственных мощностей проектно-конструкторских организаций, судостроительных верфей, предприятий смежных отраслей», — перечислил преимущества заместитель министра транспорта Красноярского края.
Причем реализация таких проектов становится возможной в том числе благодаря усилиям и готовности лизинговой компании идти навстречу лизингополучателям. «У нас есть примеры, когда ГТЛК финансирует по льготной ставке проекты, еще не получив бюджетные деньги и соответствующую субсидию. То есть она доверяет федеральному правительству, осуществляет стройку, а деньги приходят в следующем году. Так реализовывался, например, проект строительства судов Средне-Невским судостроительным заводом для Красноярска», — рассказал в ходе пленарной сессии, состоявшейся в рамках выставки «НЕВА-2021», заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Рязанцев.
Впрочем, есть сложности, которые лизинговой компании решить самостоятельно без содействия со стороны государства затруднительно, что замедляет распространение лизинга для массового его использования компаниям с государственным участием.
«Нельзя сказать, что лизинг сегодня широко используется госзаказчиками», — признал в ходе IV международной конференции «Развитие ледокольного и служебно-спасательного флота», состоявшейся в нулевой день международной выставки «НЕВА-2021», заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Константин Анисимов. По его словам, первая программа с применением лизинговой схемы уже реализуется: на астраханском судостроительном заводе «Лотос» строятся четыре земснаряда.
Как пояснил источник, близкий к Росморречфлоту, при реализации этой программы заказчик — компания ГТЛК — столкнулась с трудностями в связи с принятием постановления правительства РФ № 616. «В соответствии с документом, эти суда должны попасть в реестр российской промышленной продукции. Но, поскольку они находятся в постройке и их уровень готовности составляет менее 70%, включить информацию о данных судах в реестр невозможно. Из-за этого ГТЛК не может выйти на организованные по федеральному закону № 44 конкурсы по поставке в лизинг судов, строящихся в настоящее время и еще не внесенных в реестр. На данный момент решение вопроса прорабатывается Минпромторгом РФ совместно с ГТЛК. После того как это противоречие будет улажено, Росморречфлот на конкурсной основе сможет заключить контракт на приобретение этих судов в лизинг», — объяснил ситуацию источник.
Отметим, что ранее Росморречфлот планировал продлить эту серию земснарядов до 20 единиц, чтобы постепенно обновлять выбывающий и устаревший дноуглубительный флот в бассейновых управлениях.
Очевидно, что пока не будут сняты разногласия в регламентирующих работу отрасли документах, масштабного внедрения лизинговых программ, позволяющих обновлять флот оперативно и без существенных капиталовложений на первом этапе, среди госкомпаний и ведомств ожидать не стоит. Когда же решение проблемных вопросов будет найдено, уже доказавший свою эффективность в бизнес-среде инструмент лизинга можно будет тиражировать и на сегмент госзаказчиков.
Татьяна Вильде