Металлургия готовых решений

«Мы внедряем новую бизнес-модель, которая подразумевает переход от производства сырья к готовым решениям»

Начальник управления партнерских продаж АО «Северсталь Менеджмент» Виктор Красников о приходе в портовые проекты металлургического бизнеса

Что может стимулировать развитие портовых мощностей в ближайшей перспективе? 
Ключевым фактором интенсивного наращивания портовой инфраструктуры является государственно-частное партнерство, объемы которого растут на фоне освоения новой ресурсной базы, а также развитие Северного морского пути и реализация ряда национальных проектов. Еще один важный фактор – переориентация грузопотоков на водные виды транспорта, более дешевые, чем железнодорожный или автомобильный, и наименее углеродоемкие, что становится фундаментальным преимуществом в рамках ESG-повестки. Спрос на водные перевозки продолжит рост на фоне модернизации портов, стимулируя при этом их дальнейшее развитие. 
Какой ваш прогноз по увеличению мощностей портов?
Развитие портовой инфраструктуры, включающее реконструкцию действующих терминалов и строительство новых, идет во всех основных морских бассейнах. В первую очередь, это порты Новороссийск и Тамань, Мурманский транспортный узел, порты Балтийского бассейна, новые морские терминалы на арктическом фасаде Сибири, а также ввод новых мощностей на Дальнем Востоке. Если до начала реализации этих проектов общий объем портовых мощностей лишь немногим превышал 1 млрд тонн, то по их окончании мы можем выйти на отметку более 1,5 млрд тонн. Речь идет не только о создании инфраструктуры для вывоза необработанного сырья, например руды и угля. В эксплуатацию вводятся терминалы для перевалки генеральных, контейнерных, паромных грузов, а также пассажирские терминалы. Развитие портов, как правило, сопровождается комплексным развитием территории: возводятся берегоукрепительные сооружения, дороги, объекты энергетики. 
Какова стратегия обеспечения экологической безопасности портов, и какие технологии для этого предусмотрены? 
Экологическая повестка – общемировой тренд, безусловно, позитивный, направленный на защиту среды и сохранение планеты. В рамках развивающейся ESG-политики вопрос экологической безопасности портов приобретает особую значимость. Он решается как на уровне нормативного регулирования, так и путем внедрения новых технологий. В России при участии контролирующих и надзорных органов проводится последовательная политика по минимизации экологического воздействия. Недавно Минприроды подготовило очередной законопроект, который увеличивает ответственность за экологические нарушения, в том числе за загрязнение воздуха угольной пылью, рассматривается идея создания экологического портового оператора. 
Модернизация оборудования для перевалки грузов и возведение новой инфраструктуры учитывают требования по снижению экономических издержек, а также рисков попадания вредных веществ в природные ландшафты и жилые кварталы.
«Северсталь» предлагает уникальное для отечественного рынка решение – пылеветрозащитные экраны на основе металлоконструкций и перфорированных металлических панелей, которые существенно снижают скорость ветра и предотвращают распространение угольной пыли. В основе проекта – китайская разработка, которую мы оптимизировали и доработали с учетом специфики российского климата и требований нормативных документов. Конструкция пылеветрозащитного экрана (ПВЭ) из атмосферостойких сталей, которая не ржавеет и которую не нужно красить, является эффективным и при этом экономичным решением.
На данный момент мы поставляем ПВЭ в адрес компании «Ростерминалуголь» и прорабатываем проект на Дальнем Востоке. Начальник управления партнерских продаж АО «Северсталь Менеджмент» Виктор Красников о приходе в портовые проекты крупного металлургического бизнеса

Фото «Северсталь»

- Что может стимулировать развитие портовых мощностей в ближайшей перспективе? 

- Ключевым фактором интенсивного наращивания портовой инфраструктуры является государственно-частное партнерство, объемы которого растут на фоне освоения новой ресурсной базы, а также развитие Северного морского пути и реализация ряда национальных проектов. Еще один важный фактор – переориентация грузопотоков на водные виды транспорта, более дешевые, чем железнодорожный или автомобильный, и наименее углеродоемкие, что становится фундаментальным преимуществом в рамках ESG-повестки. Спрос на водные перевозки продолжит рост на фоне модернизации портов, стимулируя при этом их дальнейшее развитие. 

- Какой у вас прогноз по увеличению мощностей портов?

- Развитие портовой инфраструктуры, включающее реконструкцию действующих терминалов и строительство новых, идет во всех основных морских бассейнах. В первую очередь, это порты Новороссийск и Тамань, Мурманский транспортный узел, порты Балтийского бассейна, новые морские терминалы на арктическом фасаде Сибири, а также ввод новых мощностей на Дальнем Востоке. Если до начала реализации этих проектов общий объем портовых мощностей лишь немногим превышал 1 млрд тонн, то по их окончании мы можем выйти на отметку более 1,5 млрд тонн. Речь идет не только о создании инфраструктуры для вывоза необработанного сырья, например руды и угля. В эксплуатацию вводятся терминалы для перевалки генеральных, контейнерных, паромных грузов, а также пассажирские терминалы. Развитие портов, как правило, сопровождается комплексным развитием территории: возводятся берегоукрепительные сооружения, дороги, объекты энергетики.

Фото «Северсталь»

- Какова стратегия обеспечения экологической безопасности портов, и какие технологии для этого предусмотрены? 

- Экологическая повестка – общемировой тренд, безусловно, позитивный, направленный на защиту среды и сохранение планеты. В рамках развивающейся ESG-политики вопрос экологической безопасности портов приобретает особую значимость. Он решается как на уровне нормативного регулирования, так и путем внедрения новых технологий. В России при участии контролирующих и надзорных органов проводится последовательная политика по минимизации экологического воздействия. Недавно Минприроды подготовило очередной законопроект, который увеличивает ответственность за экологические нарушения, в том числе за загрязнение воздуха угольной пылью, рассматривается идея создания экологического портового оператора. Модернизация оборудования для перевалки грузов и возведение новой инфраструктуры учитывают требования по снижению экономических издержек, а также рисков попадания вредных веществ в природные ландшафты и жилые кварталы.«Северсталь» предлагает уникальное для отечественного рынка решение – пылеветрозащитные экраны на основе металлоконструкций и перфорированных металлических панелей, которые существенно снижают скорость ветра и предотвращают распространение угольной пыли. В основе проекта – китайская разработка, которую мы оптимизировали и доработали с учетом специфики российского климата и требований нормативных документов. Конструкция пылеветрозащитного экрана (ПВЭ) из атмосферостойких сталей, которая не ржавеет и которую не нужно красить, является эффективным и при этом экономичным решением.

На данный момент мы поставляем ПВЭ в адрес компании «Ростерминалуголь» и прорабатываем проект на Дальнем Востоке. 

Справочно: «Северсталь» и «Ростерминалуголь» подписали соглашение в июне 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме. По контракту «Северсталь» поставит металлопродукцию для возведения пылеветрозащитного ограждения специализированного терминала «Ростерминалугля» в Усть-Луге в рамках программы повышения его экологической безопасности. Общий объем поставки – 1,3 тыс. тонн, включая конструкции металлических стоек каркаса и самого экрана. Экспертами «Северстали» предложено альтернативное решение в выборе стали: металлопрокат с цинковым покрытием, которое повысит антикоррозийную стойкость готовой продукции. Отгрузки начались в ноябре 2021 года. 

В чем экологическое преимущество данной технологии, и каковы перспективы ее использования?
В первую очередь, это высокий процент пылеподавления – 75-90%. Ожидается, что в ближайшие годы подобными средствами пылезащиты будут оснащены все порты и терминалы, где производится перевалка угля. Во всяком случае, при строительстве новых портов решения по пылеподавлению закладываются уже на этапе проектирования. Есть примеры, когда защитные экраны помимо основной функции решают и другие задачи в части формирования комфортной городской среды. В Мурманском морском торговом порту при возведении ПВЭ использованы графические элементы с изображением Северного сияния. Конструкция не только защищает город от пыли, но и украшает его. 
Не так давно «Северсталь» вышла на рынок трубошпунта, как развивается это направление?
«Северсталь» производит трубошпунт с 2021года. Это относительно новый продукт, в России он начал применяться с начала 1990-х годов. Прежде причальные сооружения делали в основном из шпунта типа Ларсен с утяжелением в виде многорядных экранирующих свай, разгрузочных призм и эстакад. Однако физико-механические характеристики трубошпунта, в частности момент инерции и момент сопротивления, значительно превышают показатели шпунта типа Ларсен, что позволяет избежать громоздких решений, сократить сроки и стоимость строительно-монтажных работ. «Северсталь» нацелена на развитие этого продуктового сегмента. Мы предлагаем готовое решение – трубошпунт, изготовленный нами с привлечением партнеров-переработчиков. При этом мы используем трубу и замковый профиль, произведенные в группе компаний «Северстали». Отмечу, что «Северсталь-метиз» – единственный в России разработчик и производитель цельнометаллических коннекторов замковых соединений.  Совместно с «Центральным НИИ транспортного строительства» разработаны технические условия на шпунт трубчатый сварной усиленный (толщина стенки 8-42 мм). При использовании усиленного шпунта надобность в анкерных тягах и сваях (большинство из которых – импортные) отпадает, в результате чего сокращаются сроки и стоимость проекта. Эксплуатационные характеристики трубошпунта позволяют применять его в условиях вечной мерзлоты, в том числе в портовых проектах в Арктике. 
Какова емкость рынка шпунтов?
Спрос на все виды шпунта достаточно высок. Он востребован для берегоукрепления и обустройства портов, используется в конструкциях тонких подпорных стен, при строительстве гидротехнических сооружений и искусственных земельных участков. Ввиду того, что в ближайшее время будут реализованы крупные инвестиционные проекты в различных акваториях, потребность в трубошпунте можно оценить на уровне 150-160 тыс. тонн в год. Предполагается, что активный спрос на трубошпунт на отечественном рынке сохранится минимум до конца 2025 года. 

- В чем экологическое преимущество данной технологии, и каковы перспективы ее использования?

- В первую очередь, это высокий процент пылеподавления – 75-90%. Ожидается, что в ближайшие годы подобными средствами пылезащиты будут оснащены все порты и терминалы, где производится перевалка угля. Во всяком случае, при строительстве новых портов решения по пылеподавлению закладываются уже на этапе проектирования. Есть примеры, когда защитные экраны помимо основной функции решают и другие задачи в части формирования комфортной городской среды. В Мурманском морском торговом порту при возведении ПВЭ использованы графические элементы с изображением Северного сияния. Конструкция не только защищает город от пыли, но и украшает его. 

- Недавно «Северсталь» вышла на рынок трубошпунта, как развивается это направление?

Фото «Северсталь»

- «Северсталь» производит трубошпунт с 2021 года. Это относительно новый продукт, в России он начал применяться с начала 1990-х годов. Прежде причальные сооружения делали в основном из шпунта типа Ларсен с утяжелением в виде многорядных экранирующих свай, разгрузочных призм и эстакад. Однако физико-механические характеристики трубошпунта, в частности момент инерции и момент сопротивления, значительно превышают показатели шпунта типа Ларсен, что позволяет избежать громоздких решений, сократить сроки и стоимость строительно-монтажных работ. «Северсталь» нацелена на развитие этого продуктового сегмента. Мы предлагаем готовое решение – трубошпунт, изготовленный нами с привлечением партнеров-переработчиков. При этом мы используем трубу и замковый профиль, произведенные в группе компаний «Северстали». Отмечу, что «Северсталь-метиз» – единственный в России разработчик и производитель цельнометаллических коннекторов замковых соединений.  Совместно с «Центральным НИИ транспортного строительства» разработаны технические условия на шпунт трубчатый сварной усиленный (толщина стенки 8-42 мм). При использовании усиленного шпунта надобность в анкерных тягах и сваях (большинство из которых – импортные) отпадает, в результате чего сокращаются сроки и стоимость проекта. Эксплуатационные характеристики трубошпунта позволяют применять его в условиях вечной мерзлоты, в том числе в портовых проектах в Арктике. 

- Какова емкость рынка шпунтов?

- Спрос на все виды шпунта достаточно высок. Он востребован для берегоукрепления и обустройства портов, используется в конструкциях тонких подпорных стен, при строительстве гидротехнических сооружений и искусственных земельных участков. Ввиду того, что в ближайшее время будут реализованы крупные инвестиционные проекты в различных акваториях, потребность в трубошпунте можно оценить на уровне 150-160 тыс. тонн в год. Предполагается, что активный спрос на трубошпунт на отечественном рынке сохранится минимум до конца 2025 года. 

Какие требования предъявляются к поставщикам продукции для портовых проектов, влияет ли это на бизнес-процессы? 
Планка требований очень высока. Основные критерии – это соответствие продукции стандартам, контроль качества на каждом этапе, четкое соблюдение сроков поставки. Использование современных технологий и инноваций, которые позволяют оптимизировать проект – сократить сроки реализации, снизить металлоемкость за счет новых решений. Для операторов проектов в портах привлечение надежного поставщика – вопрос, без преувеличения, мегаважный. Чем надежнее поставщик, тем меньше производственные, финансовые и экологические риски.
Что касается «Северстали», компания обеспечивает качество продукции в соответствии со стандартами и его контроль по всей технологической цепочке металлургического производства с фокусом на конечный продукт. Работая с заказом, мы на 100% понимаем, какими свойствами должен обладать металл для использования в конкретном объекте, и контролируем процесс с момента загрузки руды в домну.  
Более того, мы внедряем новую бизнес-модель, которая подразумевает переход от производства сырья к готовым решениям. Такой подход реализуется в рамках партнерской схемы, в том числе в портовой инфраструктуре. По партнерской схеме мы производим под ключ ПВЭ и трубошпунт.
В чем особенность такой бизнес-модели, как она работает?
Наша партнерская схема позволяет создавать конечное изделие – продукт с добавочной стоимостью – задействовав мощности компаний-партнеров. Это можно сравнить с давальческим производством: мы поставляем сырье и покупаем услугу по производству готовой продукции. Например, в рамках заказа на производство ПВЭ для «Ростерминалугля» мы поставили металлопрокат ЧерМК компании-переработчику, оплатив ей услугу изготовления конструкций защитных экранов. Всего будет поставлено 550 тонн такого продукта. А конструкции стоек каркаса выпущены на мощностях «Северсталь Стальные Решения». Сотрудники промышленной площадки предприятия в Орле обеспечили полный цикл производства – от раскроя металлопроката до окраски готового продукта. 
Фото «Северсталь»

- Какие требования предъявляются к поставщикам продукции для портовых проектов, влияет ли это на бизнес-процессы? 

- Планка требований очень высока. Основные критерии – это соответствие продукции стандартам, контроль качества на каждом этапе, четкое соблюдение сроков поставки. Использование современных технологий и инноваций, которые позволяют оптимизировать проект – сократить сроки реализации, снизить металлоемкость за счет новых решений. Для операторов проектов в портах привлечение надежного поставщика – вопрос, без преувеличения, мегаважный. Чем надежнее поставщик, тем меньше производственные, финансовые и экологические риски.Что касается «Северстали», компания обеспечивает качество продукции в соответствии со стандартами и его контроль по всей технологической цепочке металлургического производства с фокусом на конечный продукт. Работая с заказом, мы на 100% понимаем, какими свойствами должен обладать металл для использования в конкретном объекте, и контролируем процесс с момента загрузки руды в домну.  

Более того, мы внедряем новую бизнес-модель, которая подразумевает переход от производства сырья к готовым решениям. Такой подход реализуется в рамках партнерской схемы, в том числе в портовой инфраструктуре. По партнерской схеме мы производим под ключ ПВЭ и трубошпунт.

- В чем особенность такой бизнес-модели, как она работает?

- Наша партнерская схема позволяет создавать конечное изделие – продукт с добавочной стоимостью – задействовав мощности компаний-партнеров. Это можно сравнить с давальческим производством: мы поставляем сырье и покупаем услугу по производству готовой продукции. Например, в рамках заказа на производство ПВЭ для «Ростерминалугля» мы поставили металлопрокат ЧерМК компании-переработчику, оплатив ей услугу изготовления конструкций защитных экранов. Всего будет поставлено 550 тонн такого продукта. А конструкции стоек каркаса выпущены на мощностях «Северсталь Стальные Решения». Сотрудники промышленной площадки предприятия в Орле обеспечили полный цикл производства – от раскроя металлопроката до окраски готового продукта. 

Что эта модель дает партнерам и заказчикам?
Суть подхода в том, что цепочка подрядных отношений замыкается непосредственно на заказчике и производителе, то есть, крупных бизнес-структурах. Предприятия, как правило, из сегмента малого и среднего бизнеса, которые традиционно выступали поставщиками конечного продукта для строительства терминалов, в партнерской схеме выступают в роли субподрядчиков. Такой расклад выгоден всем сторонам. Для предприятий-партнеров это перспектива крупных заказов под ответственность крупной компании. Заказчику обеспечен высокий уровень гарантий выполнения заказа с точки зрения качества и сроков, а также финансовые преимущества за счет использования инструментов гибкого подхода к ценообразованию. 
Кроме того, переработчикам и конечным потребителям продукции для портовой инфраструктуры «Северсталь» в партнерстве с банками предлагает финансовые инструменты, такие как факторинг, в том числе безрегрессный, с риском на «Северсталь», а также банковская гарантия. Для переработчиков это означает получение денежных средств в сжатые сроки, а для «конечников» - возможность отсрочки платежа. 
Как текущая мировая ситуация повлияла на портовую индустрию?  Отразилась ли на планах компании?
Сейчас трудно делать прогнозы. Полагаю, что для нас появятся новые водные пути, в том числе Севморпуть, который станет еще более актуальным. Сложно сказать, как будет развиваться рынок, но очевидно, будет усилен вектор импортозамещения. Что касается именно портов, мы видим, что в текущей ситуации некоторые проекты поставлены на паузу. Скорее всего, в течение ближайших месяцев отрасль постарается сформулировать новые подходы к экспортной политике. 
Если говорить о нашем продукте для берегоукрепления, то емкость рынка с большей долей вероятности останется на прежнем уровне. Возможно, при государственном софинансировании возрастет роль оборонных объектов и объектов внутреннего туризма, что также будет формировать запрос для участников рынка.

- Что эта модель дает партнерам и заказчикам?

- Суть подхода в том, что цепочка подрядных отношений замыкается непосредственно на заказчике и производителе, то есть, крупных бизнес-структурах. Предприятия, как правило, из сегмента малого и среднего бизнеса, которые традиционно выступали поставщиками конечного продукта для строительства терминалов, в партнерской схеме выступают в роли субподрядчиков. Такой расклад выгоден всем сторонам. Для предприятий-партнеров это перспектива крупных заказов под ответственность крупной компании. Заказчику обеспечен высокий уровень гарантий выполнения заказа с точки зрения качества и сроков, а также финансовые преимущества за счет использования инструментов гибкого подхода к ценообразованию. Кроме того, переработчикам и конечным потребителям продукции для портовой инфраструктуры «Северсталь» в партнерстве с банками предлагает финансовые инструменты, такие как факторинг, в том числе безрегрессный, с риском на «Северсталь», а также банковская гарантия. Для переработчиков это означает получение денежных средств в сжатые сроки, а для «конечников» - возможность отсрочки платежа. 

- Как текущая мировая ситуация повлияла на портовую индустрию? Отразилась ли на планах компании?

- Сейчас трудно делать прогнозы. Полагаю, что для нас появятся новые водные пути, в том числе Севморпуть, который станет еще более актуальным. Сложно сказать, как будет развиваться рынок, но очевидно, будет усилен вектор импортозамещения. Что касается именно портов, мы видим, что в текущей ситуации некоторые проекты поставлены на паузу. Скорее всего, в течение ближайших месяцев отрасль постарается сформулировать новые подходы к экспортной политике. 

Если говорить о нашем продукте для берегоукрепления, то емкость рынка с большей долей вероятности останется на прежнем уровне. Возможно, при государственном софинансировании возрастет роль оборонных объектов и объектов внутреннего туризма, что также будет формировать запрос для участников рынка.

Интервью взял Евгений Панкратьев