Транспорт в деталях. Электросуда

Рынок электросудов

Датский полностью электрический паром Эллен

Согласно оценке, приведенной в Транспортной стратегии Российской Федерации, при сохранении актуальных темпов обновления парка доля транспортных средств на электротяге и других альтернативных видах топлива в мире к 2035 году составит 5-25% для автотранспорта и около 3-5% — для водного транспорта.

При этом проекты по созданию судов с электродвигателями относятся к числу наиболее перспективных. В настоящее время в мире строится и эксплуатируется около 100 таких судов.

По оценкам экспертов, ежегодный объем мирового рынка электросудов составляет порядка 5 млрд долларов на протяжении последних лет. Ожидается, что к 2030 году объемы рынка превысят 16 млрд долларов, а ежегодный прирост будет составлять 15% (по данным исследования MarketsandMarkets).

Рынок электросудов в цифрах

$5 млрд

Объем мирового рынка электросудов в 2021 г.

15%

Прогнозируемый ежегодный прирост объема рынка электросудов

$16 млрд

Объем мирового рынка электросудов к 2030 г.

48%

Доля европейского рынка электросудов

Крупнейшая доля рынка электросудов принадлежит Европе – более 48%, вслед за которой расположилась Северная Америка с долей около 25%.

Наибольшее распространение электросуда получили в Скандинавских странах. В Норвегии, Финляндии и Дании электрические суда активно вытесняют пассажирские паромы на традиционных видах топлива.

Главными игроками на рынке электрических судов считаются норвежские Kongsberg, Norwegian Electric Systems AS и Vard, швейцарские ABB и Leclanché SA, финская Wartsila, немецкие MAN Energy Solutions SE и Siemens, голландская PortLiner, канадская Corvus Energy, американская General Dynamics Electric Boat, японская Kawasaki Heavy Industries и другие.

ФЛОТ

Флот электрических судов на текущий момент составляют в основном паромы и небольшие пассажирские суда для внутренних водных путей. Им не требуется большая мощность и высокая автономность, при этом у них практически бесшумные и экологически чистые двигатели.

Главными ограничениями для широкого использования электросудов остаются грузоподъемность и максимальная длина рейса на одном заряде

Главными ограничениями для широкого использования электрического водного транспорта остаются грузоподъемность и максимальная длина рейса на одном заряде. Первое полностью электрическое грузовое судно, построенное в Китае в 2018 году, может пройти всего 80 км с грузом 2,2 тыс. тонн. При этом стандартные контейнеровозы типа Handymax и выше способны перевозить в десятки раз более тяжелые грузы.

Распространенным решением для увеличения эффективности грузовых судов является применение гибридной дизель-электрической системы, которая предоставляет возможность варьировать мощность судна в случае необходимости.

Проект е5 - полностью электрический японский танкер


ПЕРСПЕКТИВЫ

Мировая судоходная отрасль уверенно держит курс на последовательное снижение вредных выбросов в атмосферу.

В 2016 году Международная морская организация (ИМО) в рамках Конвенции МАРПОЛ ввела требование о предельно допустимом содержании серы в судовом топливе – не более 0,5% с 1 января 2020 года.

В июне 2021 года Комитет по защите морской среды ИМО утвердил поправки, содержащие требования технического и эксплуатационного характера по энергоэффективности судов. В частности, они предполагают введение с 1 января 2023 года новых нормативов для морских грузовых и пассажирских судов, эксплуатирующихся за пределами национальных вод. Для работы в международных акваториях они должны отвечать требованиям по «коэффициенту энергоэффективности» и иметь надлежащий сертификат соответствия.

Начиная с 2023 года, суда также должны будут ежегодно уменьшать объемы выбросов парниковых газов в атмосферу на единицу грузо- или пассажирооборота в рамках установленных понижающих значений.

Тенденция на ужесточение экологических норм в судоходстве в перспективе приведет к более массовому использованию низко- и безуглеродных видов топлива, росту инвестиций в разработку и применение электрических судов. 

Электросуда обладают рядом преимуществ перед традиционным водным транспортом, благодаря которым их доля на рынке перевозок будет только расти.

Преимущества электросудов:

  • меньший размер судов позволяет получить доступ к портам, закрытым для крупного водного транспорта, способствует уменьшению заторов и доставке товаров максимально близко к конечному потребителю;
  • электрификация стимулирует развитие автономного водного транспорта, устраняет необходимость в постоянном трудоемком обслуживании сложных двигателей, работающих на горючем или альтернативном топливе;
  • при проектировании и строительстве небольших недорогих электросудов используются последние достижения науки, что способствует ускоренному внедрению новых технологий в отрасли;
  • электрический флот небольших судов быстрее окупается и более устойчив к рыночным циклам, чем традиционный крупный флот, где на получение первой прибыли уходят годы.