Холодозамещение

Хладагент на замену

На новых судах с 1 января 2020 года МК МАРПОЛ будет запрещено использование гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) в холодильных установках. Заместитель начальника отдела механического оборудования и систем Российского морского регистра судоходства Владимир ШУРПЯК пояснил ИАА «ПортНьюс», почему вводится это ограничение и какие хладагенты допустимы.

- Владимир Кириллович, почему Регистр меняет требования к хладагентам? На что судовладельцам необходимо обратить внимание?

- Запрет зафиксирован правилом 12.3 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78. Он связан с тем, что гидрохлорфторуглероды (ГХФУ) содержат вещества, способствующие разрушению озонового слоя. На основании этого международного документа Регистр в своих Правилах 2020 года устанавливает запрет на использование на новых судах хладагентов, у которых значение потенциала истощения озонового слоя (ODP) больше нуля. Прежде всего, это касается хладона R22, который со следующего года изъят из списка допущенных холодильных агентов (таблица 2.2.1 части XII Правил классификации и постройки морских судов).

- Насколько распространен хладон R22 на флоте? Будет ли этот запрет распространен и на действующие суда?

- В действующем флоте около 70% судовых холодильных установок в качестве хладагента используют ГХФУ (в основном хладон R22).
Судовладельцам следует обратить внимание на то, что запрет на использование ГХФУ пока распространяется только на суда, построенные 1 января 2020 года и после этой даты. Причем слово «построенные» в данном случае означает дату закладки киля.

На существующих судах ГХФУ могут использоваться вплоть до физического износа холодильной установки. При этом по собственной инициативе или под давлением региональных требований судовладелец может заменить R22 на озонобезопасный хладагент, то есть с нулевым потенциалом истощения озонового слоя.

-  Подобный запрет действует во всех странах?

- По всему миру проходит постепенное вытеснение производства и применения хладона R22. В соответствии с Регламентом Европейского союза 1005/2009 на судах под флагом стран ЕС действует тотальный запрет на использование хладона R22 еще с 2015 года. Со следующего года в портах ЕС R22 будет полностью недоступен для поставок на суда под любым флагом.

Серьёзность отношения стран — членов ЕС к вопросам соблюдения Монреальского протокола можно проиллюстрировать на конкретном примере: за продажу баллона с 60 килограммами хладона R22 владелец испанской сервисной компании 9 января 2017 года был приговорен Мадридским провинциальным судом к 6 месяцам тюремного заключения, штрафу и шестилетнему запрету на участие в любой коммерческой деятельности, связанной с охлаждением или кондиционированием воздуха.

В портах Израиля, Японии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Тайвани, Бермудских и Каймановы островов, острова Мэн будет возможна поставка только переработанного или утилизированного хладона R22 – то есть слитого из оборудования и затем восстановленного для вторичного использования.

В оставшихся 147 странах использование хладона R22 в новых установках должно полностью прекратиться с 1 января 2030 года.

Между тем хладон R22 пока используется судовладельцами там, где это не запрещено. Дело в том, что потери хладагента при эксплуатации холодильной установки в зависимости от ее возраста и износа составляют в среднем от 10 до 30% в год от общего количества хладагента в системе. Восполнять же потери можно за счет утилизированного или переработанного ГХФУ.

Впрочем, удорожание этого хладагента уже вынуждает судовладельцев серьёзно задуматься о его замене на другой - более доступный и менее дорогой.

- Что может быть использовано в качестве альтернативы?

- Как альтернатива ГХФУ (в частности хладону R22) используются гидрофторуглероды (ГФУ). Эта группа фторсодержащих производных насыщенных углеводородов не оказывает негативного воздействия на озоновый слой. Однако и у этого продукта есть свои недостатки. Он обладает существенным потенциалом глобального потепления (GWP), поэтому в мире начали постепенно ограничивать и его.

- То есть переход с ГХФУ на ГФУ это временное решение? На что надо обращать внимание судовладельцам при выборе хладагента?

- Принимая решение об использовании в холодильных установках того или иного хладагента стоит оценить его доступность в средне- и долгосрочной перспективе. При этом надо учитывать, что в соответствии с Кигалийской поправкой к Монреальскому протоколу (вступила в силу 1 января 2019 года) начинается постепенное сокращение потребления ГФУ. Графики сокращения ГФУ для разных групп стран определены вплоть до 2036 года.

Россия, согласно этого графика должна сократить потребление (импорт + производство) ГФУ в 2020 – 2024 годах на 5%, в 2025 – 2028 годах на 30%, в 2029 – 2033 годы на 35%, в 2034 – 2035 годах на 10%. После 2035 года должно быть сокращение еще на 5%, после чего допускается потребление на уровне 15% от базового значения (среднее значение  потребления ГФУ +25% от потребления ГХФУ в 2011-2013 годах).

ИМО пока не предпринимала каких-либо шагов по имплементации Кигалийской поправки на судах, но отдельные страны вводят дополнительные ограничения по применению хладагентов с высоким потенциалом глобального потепления (GWP).

Так Европейский Союз принял решение о поэтапном сокращении потребления ГФУ на 79% к 2030 году. Согласно пересмотренному регламенту ЕС 517/2014 с 1 января 2020 будет запрещено использование ГФУ с GWP≥2500 в новых установках, а их полный запрет намечен в ЕС на 2030 год.

В портах ЕС после 1 января 2020 для существующих установок с хладагентом, имеющим GWP≥2500, возможно пополнение исключительно за счет восстановленного или утилизированного продукта. Из применяющихся на судах с классом Регистра к таким хладагентам относятся  R507А (GWP=3900) и  R404А (GWP=3750).

- Какой хладагент можно внедрить уже сейчас, не тратя время и средства на промежуточные решения?

- Существуют ГФУ с показателем GWP ниже 2500 – из применяемых на судах с классом Регистра это однокомпонентный хладагент R134А и смесевый R407F.

Есть и другой путь - переход на природные натуральные хладагенты, к которым относятся аммиак и СО2. Это требует полной замены всей холодильной установки, поэтому судовладельцы не готовы на такие затраты на действующем судне, но такое решение экономически оправдано при заказе нового флота.

Большинство строящихся под техническим наблюдением Регистра судов в настоящее время изначально рассчитаны на использование натуральных хладагентов. Применение природных хладагентов не только решает экологические проблемы, связанные с выполнением решений Монреальского протокола, но и повышает энергоэффективность холодильных установок. Расход энергии для получения единицы холода в каскадной установке c аммиачной верхней ветвью и диоксидом углерода в нижней в среднем в полтора раза меньше по сравнению с холодильными установками, использующими одноступенчатый цикл на хладоне R22 или R404А.

- Какова процедура перехода с одного хладагента на другой. Что для этого надо делать судовладельцу?

Операция по замене хладагента на борту судна должна выполняться с учетом рекомендаций изготовителя холодильного оборудования.
О переходе на другой хладагент судовладелец обязан информировать Регистр. К обращению необходимо приложить сведения о новом веществе – его химический состав, физические свойства и экологические характеристики (в частности значения ODP и GWP), токсичность, коррозионность, воспламеняемость.  Как правило, эта информация содержится в сопроводительных документах на хладагент, предоставляемых производителем вещества.

После замены хладагента холодильная установка должна быть предъявлена инспектору РС для освидетельствования. При положительных результатах освидетельствования инспектор Регистра переоформляет судовые свидетельства, подтверждающие выполнение требований классификационного общества и/или Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.

Беседовала Татьяна Вильде