- Главная
- Спецпроекты «ПортНьюс»
- Антикоррозионная защита металлоконструкций
- «Антикор»: квалификация импортонезависима
Антикоррозионная защита металлоконструкций
«Антикор»: квалификация импортонезависима
Антикоррозионная защита металлоконструкций - несколько «обособленный» сегмент в судостроении, более чем актуальный также в нефте- и газодобывающем инфраструктурном строительстве морского и арктического базирования. Компания «Антикор» работает на этом рынке уже 13 лет. В последние годы активно привлекается к реализации проектов крупного инфраструктурного строительства и шельфовых разработок на севере России. О том, как отрасль функционирует в подсанкционной экономике, рассказывает директор компании Владимир ЛИТУСОВ.
- Владимир Викторович, как вы оцениваете емкость рынка в своем сегменте?
- Мне сложно оценить весь рынок. Тот же Севморпуть включает в себя кроме достаточного количества судов ледового класса еще и создание всей портовой инфраструктуры на его протяжении, соответственно постройку таких судов, обслуживание, создание и использование имеющейся судоремонтной базы, производство специализированных материалов и т.д.
Оценка всего этого спектра, однако, выходит за рамки деятельности нашей организации. Мы – производственная компания, специализируемся исключительно на выполнении работ по защите от коррозии судов, причальных сооружений, плав-сооружений, любых металлоконструкций, эксплуатирующихся в морской среде.
- С какими компаниями сотрудничаете? На каких проектах - судов, инфраструктуры морского и речного строительства – работали?
- Как пример из последних выполненных заказов – нанесение АКЗ на сваи и трубошпунт для нужд строительства нефтяного терминала «Порт Бухта Север» (полуостров Таймыр), проектную документацию для которого разрабатывал АО «Ленморниипроект». Работа выполнялась в Архангельске на грузовой площадке «Архангельского речного порта». Причем время проведения работ пришлось на период с сентября 2021-го по март 2022-го, т.е. все зимние месяцы. Разместить такой объем – это порядка 10 тысяч тонн трубошпунта при длине одного изделия до 30 метров - в цехе не представлялось возможным, просто не было здания, отвечающего требованиям технологического процесса. Соответственно приходилось решать проблему нашего северного климата и выполнять задачу в полевых условиях с использованием шатров, мобильных технологических укрытий для создания требуемого температурного режима.
Компания с задачей справилась, и весь объем готовой продукции отправился на строительную площадку точно в заданный срок. Работа велась очень напряженно, флот для доставки изделий к месту строительства был зафрахтован заранее и срыв сроков означал и разрыв логистической цепочки, как следствие – штрафные санкции и прочие вытекающие «прелести»…
- Есть ли особенности антикоррозионных материалов для арктических проектов и производите ли вы их сами?
- Мы не изготавливаем лаки и краски, а выполняем работы с использованием материалов, утвержденных проектной документацией. Т.е. это выбор организации-проектанта. Есть проект, есть заказчик, выпускается рабочая документация, заключается договор на производство работ по антикоррозионной защите, и дело пошло – в этом суть нашей работы.
Как я уже сказал, применяемые материалы утверждены проектом либо согласовываются с проектантом дополнительно при возникновении новых вводных. К примеру, до известных событий на рынке поставок материалов для АКЗ при строительстве арктических проектов господствовала норвежская фирма JOTUN. С весны этого года офис компании в России прекратил работу, завод по производству материалов остановился и поставки материалов, соответственно, тоже. Такая же судьба коснулась и других известных брендов участников рынка защитных морских покрытий, таких, например, как HEMPEL или AKZO NOBEL. Для российских производителей появилось окно возможностей, в какой степени они им воспользуются – дело за ними, но понятно, что даже в ЛКМ российского производства доля импортной составляющей (сырье, оборудование) достигает 40-50 %.
- Насколько, кроме материалов, в вашем сегменте актуально импортозамещение?
- Санкции и кризис не влияют напрямую на бизнес нашей организации, но трудности, с которыми мы сталкиваемся, являются следствием тех вопросов, с которыми столкнулись наши заказчики и партнеры. Это, прежде всего, крупные судовладельцы, портфель заказов которых большей частью был ориентирован на Европу.
Здоровая конкуренция есть и должна присутствовать, наверное, в любом бизнесе. Наш бизнес не исключение. Ответственность и вовлеченность в задачу неизбежно дают свои плоды. Наши заказчики всегда остаются довольны результатом, а значит беспокоиться и оглядываться по сторонам – только терять фокус.
Импортозамещение для нас вопрос скорее вторичный, т.к. мы производим работу своими силами, но вот оборудование, которое закупает компания, – на сто процентов импортное. Каких-то жестких ограничений на поставки такого вида оборудования западными санкциями не было принято, поэтому мы продолжаем его использовать, к тому же эту нишу последние лет десять активно занимают китайские производители.
- Какие тенденции развития отрасли вы наблюдаете? Повлияет ли на лакокрасочный бизнес, к примеру, появление судов из композитных материалов?
- Конечно, на сегодняшний день большинство предприятий, ведущих бизнес в данной отрасли, связывают свои надежды с развитием Северного морского пути, созданием его инфраструктуры. А это значит, что главным определяющим партнером, задающим основной вектор, будет выступать государство. Понятно, что времена неоднозначные, многие проекты, объемы работ по ним и сроки их реализации находятся в стадии неопределенности или пересмотра. Мы еще не вышли из этого периода, но, надеюсь, ясность наступит в ближайшее время и перспектива будет более предсказуема.
Изменения ведь касаются не только стратегического планирования, целей и назначения ранее намеченных проектов, но и чисто технической стороны их реализации. Ведь, как я уже сказал, брэнды ушли, поставки и логистика нарушены. Как следствие - срыв договоров, необходимость изменения утвержденной документации, поиск новых поставщиков, ну и т.д.
Что касается возникновения новых материалов, из которых изготовлены корпуса судов, для нас это не вызывает никаких трудностей. Ведь для данных материалов, возможно, потребуются новые лакокрасочные продукты, это дело химиков. Если изменится технология их нанесения, мы как производственники должны будем ее освоить, но это неизбежно, ведь мир вообще так устроен: развитие - это жизнь…
- Каковы инвестиции «Антикор» в производство? Где находится площадка предприятия? Планируете ли вы расширение производства?
- Для роста и развития компания просто обязана вкладывать деньги в оснащение производства и модернизацию оборудования. Технологии тоже претерпевают изменение, поэтому инвестиции - постоянный процесс.
Основная наша производственная площадка находится в Архангельске. Эта локация на сегодняшний день является ключевой в логистике и обеспечении проектов Северного морского пути. Ведь Архангельск – это крупный порт, здесь сходятся транспортные цепочки ЖД сообщений, автодорог и портовой инфраструктуры. Пропускная способность партнерской производственной площадки - порядка 5 000 тонн металлоконструкций в год, на территории около 10 000 м2, из них производственных площадей - 6600 кв. м. А в течение этого года за счет присоединения муниципального участка – для резидентов Арктической зоны существует такая возможность! - произойдет увеличение используемой территории в два раза.
Также не далеко располагается территория площадью 6 Га с выходом на причал и возможностью отгрузки изделий непосредственно на суда, но это скорее возможность потенциальная. Если появится крупный заказчик, у нас есть что ему предложить. Тем не менее, основной портфель заказов компании все же не локальная окраска изделий на территории базы, а выполнение работ на различных объектах, куда приходится выдвигаться с собственным оборудованием и разворачивать участок непосредственно на объекте: компрессоры, абразивоструйные установки, аппараты безвоздушного нанесения покрытий и т.п., с разработкой конкретного плана производства работ или составлением технологической карты. Есть также точки постоянного присутствия – это судоремонтные заводы в данном регионе.
- Планируете ли выход на международный рынок?
- Думаю, что на сегодняшний день перспективы освоения российского рынка Арктики перекрывают перспективы выхода на зарубежные рынки…
Фото предоставлены ООО «Антикор»