Судовладельцы голосуют за лизинг

Мнения судовладельцев

Фото предоставлено ГТЛК

В сочетании с мерами господдержки лизинг сформировал привлекательные для судовладельцев условия для строительства новых судов. Инструмент обновления российского флота найден и уже продемонстрировал свою эффективность. Теперь необходимо расширять как программы лизинга, так и объемы их финансирования.

Последние годы информационный фон вокруг водного транспорта насыщен известиями о закладке, спуске на воду и передаче заказчику судов. Подобные новости стали важным индикатором того, что российским властям удалось сформировать стимулы для обновления флота судоходных компаний, и они работают.

 


Андрей Лаврищев

«Лизинговая модель приобретения судов стала востребованной альтернативой кредитному финансированию. Она позволяет судоходным компаниям получить в эксплуатацию новое судно, отсрочив через лизинговые платежи выплату его полной стоимости на длительный срок. Это доступный и понятный инструмент финансирования судостроительных проектов, который в сочетании с государственными мерами поддержки, такими как судовой утилизационный грант, субсидирование лизинговых ставок и т.д., способствует строительству современного и эффективного флота. Таким образом, конкурентоспособность отечественного судоходства повышается», — сказал ИАА «ПортНьюс» руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Андрей Лаврищев.

Это подтверждают и представители судоходного бизнеса. Как отметил в ходе пленарной сессии, состоявшейся в рамках выставки «НЕВА-2021», председатель совета директоров круизной компании «Водоходъ» Виктор Олерский, механизм субсидирования процентной ставки по лизинговым платежам оказался лучшим для инвестора-судовладельца и более предсказуемым механизмом.


Виктор Олерский

«Есть изящный механизм, который мы все давно знаем и продвигаем. Это субсидия из федерального бюджета, подчеркиваю, возвратная субсидия в капитал лизинговой компании. Увеличенная на размер комиссии лизинговой компании, она дает на много лет вперед фиксированную или почти фиксированную процентную ставку. При такой системе судовладелец понимает экономику бизнеса», — подчеркнул Виктор Олерский.

В судоходной компании «Петротранс», в свою очередь, пояснили, что договоры финансовой аренды судов на понятных и прозрачных рыночных условиях без привлечения собственных финансовых средств — очень важное преимущество лизинга по сравнению с кредитованием. Особенно в существующих последние несколько лет условиях, когда тенденция снижения ставок фрахта и увеличения расходов на содержание флота существенно уменьшила, а в «ковидный» 2020 год практически полностью подкосила финансовую прочность судоходных компаний. «Наша компания имеет несколько лизинговых договоров с ГТЛК. С помощь лизинга у нас появилась возможность не только обновить флот, но и расширить и изменить грузовую базу и направления перевозок», — уточнил генеральный директор компании «Петротранс» Денис Давыдов.

Компания «БФ Танкер» начала свою деятельность в 2014 году «и благодаря плодотворному сотрудничеству с компанией ГТЛК за 5 лет смогла в полном объеме успешно выполнить судостроительную программу, построив на отечественных верфях и введя в эксплуатацию 15 современных грузовых танкеров», — рассказала генеральный директор ООО «БФ Танкер» Евгения Путрайм.


Евгений Дитрих

«Что касается перспектив развития лизинга судов, то мы ожидаем кратного роста рынка в ближайшие несколько лет, готовы продолжать текущие и включиться в новые программы поддержки отечественного судостроения, — заявил в рамках выставки «НЕВА-2021» глава АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих. — Могу с уверенностью сказать, что имеющийся сегодня высокий уровень износа судов вместе с использованием мер господдержки активизируют спрос на речной флот и суда река-море. Потребность в новых судах внутреннего водного транспорта по базовому сценарию составит 2600 ед. до 2030 года, по оптимистичному сценарию — до 5900 ед.» (см. аналитику ГТЛК >>>>)

Очевидно, что спрос на лизинговые программы уже существенно превышает предложение, а с учетом перспектив дальнейшего выбытия устаревшего гражданского флота потребность в финансировании судостроительных проектов будет только возрастать.

Олег Рязанцев

«Льготный лизинг — действенный инструмент, он себя зарекомендовал. Сейчас мы вместе с ГТЛК, коллегами из Минфина и Минэкономразвития по поручению Президента РФ ведем работу для того, чтобы привлечь 108 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) именно на развитие лизинговых программ. Программа эта будет очень масштабная, до 2030 года. При этом мы понимаем, что если привлечем средства из ФНБ, то ГТЛК сможет привлечь такое же количество средств с рынка заемного капитала, плюс 40 млрд руб. из госпрограммы развития судостроения. Это «лизинговое плечо», по нашим оценкам, поможет построить более 300 судов до 2030 года», — рассказал о планах дальнейшего развития лизинговой программы в ходе выставки «НЕВА-2021» заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Рязанцев.

Детальная настройка

Наряду с вопросами увеличения объема финансирования есть потребность дальнейшего усовершенствования лизинговых программ и мер господдержки чтобы повысить их эффективность и расширить применение в том числе и на сегмент пассажирского флота. На данном этапе лизинговые программы пользуются ажиотажным спросом преимущественно в части обновления речного грузового флота и судов река-море. Строительство пассажирского флота с использованием лизинга — пока малораспространенное явление.

Денис Давыдов обратил внимание на то, что лизинговые программы могут и должны стать хорошим началом долгой и кропотливой работы по обновлению пассажирских судов различного класса в стране. «Наряду со строительством круизных лайнеров для туристических перевозок есть потребность в массовом серийном строительстве пассажирских судов для регулярных пассажирских перевозок населения на внутрирегиональных и межрегиональных маршрутах. Флот для региональных перевозок в большинстве субъектов имеет срок эксплуатации, превышающий 50 лет», — отметил он.

По мнению генерального директора компании «Петротранс», программу некоммерческого лизинга пассажирских судов необходимо расширять, увеличив срок лизинга до 25 лет. Кроме этого, Денис Давыдов считает целесообразным объединить постановления правительства РФ № 502 с постановлением № 383 в один подзаконный акт, регулирующий, стимулирующий и субсидирующий замену морально и технически устаревшего флота на новый.

Кроме того, предлагается увеличить размер утилизационного гранта для транспортных судов до 30% стоимости нового судна, а пассажирских для регулярных перевозок — до 50% стоимости нового судна. Эти меры, по мнению игроков судоходного бизнеса, позволят максимально быстро и эффективно обновить флот в стране.

Не менее важно бизнесу и лизинговым компаниям продолжать диалог, чтобы находить оптимальные и взаимовыгодные решения в постоянно меняющихся экономических условиях. Как рассказала Евгения Путрайм, в период пандемии АО «ГТЛК» откликнулась на просьбу ООО «БФ Танкер» о реструктуризации платежей. «Благодаря совместным усилиям мы заключили новый график платежей. Данная опция очень помогла нашей компании в тяжелый период пандемии, т.к. ГТЛК предоставила более выгодные условия процентных ставок по сравнению с предложенными ставками по кредитам в банках», — рассказала Евгения Путрайм.

«В период пандемии были длительные и сложные переговоры на предмет отсрочки платежей, увеличения срока лизинга, приведения ставок лизинга в соответствие с рыночными условиями. Нам удалось найти понимание у лизинговой компании благодаря вмешательству руководства лизинговой компании и лично генерального директора Е.И. Дитриха», — делится опытом совместной работы с ГТЛК Денис Давыдов.

Татьяна Вильде