Индивидуальный пошив защиты бизнеса

Заходы российских судов в порты других стран

Управляющий партнер адвокатского бюро «Юринфлот» Александр Медников о том, почему необходимо внимательно отслеживать ситуацию 

После того, как 2 марта Великобритания заявила о запрете на заход в свои порты любых судов «связанных с Россией» (через флаг, собственника, фрахтователя, груз и иным образом), в рамках ЕС неоднократно высказывалась аналогичная инициатива, однако до настоящего времени такие меры не приняты, в том числе в силу несогласия ряда стран ЕС. Таким образом, насколько нам известно, сейчас принципиального ограничения для захода российских судов в порты ЕС нет. Однако следует помнить о том, что действуют санкции по лицам (например, по запрету на сделки с определенными физическими и юридическими лицами) и видам деятельности (в том числе запрет на импорт из РФ некоторых видов продукции черной металлургии), которые могут негативно сказаться на возможности успешного совершения рейса – например, судну может быть отказано в заходе в порт или в разгрузке. Кроме того, ситуация продолжает оставаться нестабильной – возможно введение новых ограничительных мер уже после того, как судно вышло в рейс или зашло в иностранный порт. Поэтому первое и основное, что можно посоветовать как грузовладельцам, так и судовладельцам – внимательно отслеживать ситуацию по ограничениям в портах назначения. Второе – быть готовыми к возможным дополнительным издержкам в ходе рейса, в первую очередь временным – одной из основных целей введения санкций является создание неопределенности в среде участников соответствующего рынка и увеличения соответствующих транзакционных издержек. Также следует помнить о том, что в текущей ситуации потенциальные негативные действия иностранных портовых властей могут быть не основаны на конкретных новых актах соответствующей страны, или основаны на неверном их толковании и спокойная последовательная защита судовладельцем своей позиции с помощью агентов, страховщиков, юристов может разрешить ситуацию или облегчить ее последствия.
  
Санкции против РС безусловно осложнят работу Регистра – в частности, возможность работы его представителей за границей, сотрудничества с иностранными судовладельцами, классификационными обществами и морскими администрациями. Нельзя исключать того, что для судов, оставшихся в РС, на некоторое время вырастут ставки по страхованию. Однако вряд ли этот эффект будет «калечащим» для РС и для его российских клиентов – способность и готовность РС осуществлять надзор за безопасной эксплуатацией судов не ставится под вопрос и соответственно, маловероятно, что могут возникнуть вопросы с принятием выданных РС документов в иностранных портах. 
Односторонний отказ от исполнения договорных обязательств иностранным контрагентом на основании новых санкций со значительно долей вероятности является необоснованных и позволяет российской стороне прибегнуть к любым мерам защиты, предусмотренным самими договором, а также законодательством, которое применяется к договору – в первую очередь настаивать на исполнении условий договора, а если этот не даст нужного результата, то обращаться в компетентный суд или арбитраж с требованием о возмещении убытков. За весьма немногочисленными исключениями, недавние санкционные меры со стороны США и ЕС не дают оснований для отказа от договорных обязательств, возникших до объявления соответствующих ограничений. Даже для тех российских компаний, которые прямо попали под санкции, как правило, оговорен более или менее длительный период для завершения соответствующих отношений. Вновь введенные меры могут вызвать сложности с проведением платежей, с вопросами логистики, однако как правило эти сложности не создают оснований для неисполнения договора или его расторжения.
Фото автора

После того, как 2 марта Великобритания заявила о запрете на заход в свои порты любых судов «связанных с Россией» (через флаг, собственника, фрахтователя, груз и иным образом), в рамках ЕС неоднократно высказывалась аналогичная инициатива, однако до настоящего времени такие меры не приняты, в том числе в силу несогласия ряда стран ЕС. Таким образом, насколько нам известно, сейчас принципиального ограничения для захода российских судов в порты ЕС нет. Однако следует помнить о том, что действуют санкции по лицам (например, по запрету на сделки с определенными физическими и юридическими лицами) и видам деятельности (в том числе запрет на импорт из РФ некоторых видов продукции черной металлургии), которые могут негативно сказаться на возможности успешного совершения рейса – например, судну может быть отказано в заходе в порт или в разгрузке. Кроме того, ситуация продолжает оставаться нестабильной – возможно введение новых ограничительных мер уже после того, как судно вышло в рейс или зашло в иностранный порт. Поэтому первое и основное, что можно посоветовать как грузовладельцам, так и судовладельцам – внимательно отслеживать ситуацию по ограничениям в портах назначения. Второе – быть готовыми к возможным дополнительным издержкам в ходе рейса, в первую очередь временным – одной из основных целей введения санкций является создание неопределенности в среде участников соответствующего рынка и увеличения соответствующих транзакционных издержек. Также следует помнить о том, что в текущей ситуации потенциальные негативные действия иностранных портовых властей могут быть не основаны на конкретных новых актах соответствующей страны, или основаны на неверном их толковании и спокойная последовательная защита судовладельцем своей позиции с помощью агентов, страховщиков, юристов может разрешить ситуацию или облегчить ее последствия.  

Санкции против РС безусловно осложнят работу Регистра – в частности, возможность работы его представителей за границей, сотрудничества с иностранными судовладельцами, классификационными обществами и морскими администрациями. Нельзя исключать того, что для судов, оставшихся в РС, на некоторое время вырастут ставки по страхованию. Однако вряд ли этот эффект будет «калечащим» для РС и для его российских клиентов – способность и готовность РС осуществлять надзор за безопасной эксплуатацией судов не ставится под вопрос и соответственно, маловероятно, что могут возникнуть вопросы с принятием выданных РС документов в иностранных портах. 

Односторонний отказ от исполнения договорных обязательств иностранным контрагентом на основании новых санкций со значительно долей вероятности является необоснованных и позволяет российской стороне прибегнуть к любым мерам защиты, предусмотренным самими договором, а также законодательством, которое применяется к договору – в первую очередь настаивать на исполнении условий договора, а если этот не даст нужного результата, то обращаться в компетентный суд или арбитраж с требованием о возмещении убытков. За весьма немногочисленными исключениями, недавние санкционные меры со стороны США и ЕС не дают оснований для отказа от договорных обязательств, возникших до объявления соответствующих ограничений. Даже для тех российских компаний, которые прямо попали под санкции, как правило, оговорен более или менее длительный период для завершения соответствующих отношений. Вновь введенные меры могут вызвать сложности с проведением платежей, с вопросами логистики, однако как правило эти сложности не создают оснований для неисполнения договора или его расторжения.