4 марта 2022

Испытания российской арктической экспедиции

Первый научный рейс платформы «Северный полюс» может быть совмещен с проверкой работы судна в ледовых условиях

Фото: ААНИИ

Во второй половине 2022 года в Арктике должна начаться программа комплексных научных исследований, в которой могут принять участие более 60 российских и международных научно-исследовательских институтов и организаций. Ключевым вопросом перед началом экспедиции остается судно, на котором ученые будут осуществлять работы. Программа согласована федеральными органами власти с учетом использования в качестве базы дрейфующей станции научно-экспедиционного судна «Академик Трешников» ФГБУ «ААНИИ» Росгидромета, однако его место может занять достраивающаяся на Адмиралтейских верфях платформа «Северный полюс». Если Росгидромет привлечет ее, то экспедиция будет совмещена с ледовыми испытаниями платформы, которая перед передачей заказчику в июле 2022 года пройдет только заводские ходовые испытания. По словам экспертов, это может повлиять на численный состав экспедиции, а значит, и объем научных исследований, помимо рисков, связанных с первым выходом судна во льды.

Экспедиция должна состояться в период председательства России в Арктическом совете в 2022-2023 годах. Ее финансирование с учетом использования НЭС «Академик Трешников» составляет 2,7 млрд руб., следует из документов, имеющихся в распоряжении «ПортНьюс».  

В прошлом году Минприроды предложило провести экспедицию на ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс», готовность которой превышает 90%. Между тем, источники «ПортНьюс» сомневаются, что в условиях отсутствия полного комплекса испытаний судна, отправка платформы возможна раньше 2023 года, когда Россия закончит возглавлять Арктический совет. По словам проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Дмитрия Никущенко начало эксплуатации платформы возможно во второй половине 2022 года — 2023 года. В этой связи некоторые специалисты настаивают на использовании НЭС «Академик Трешников», чтобы своевременно и в полном объеме выполнить программу научных исследований в Арктике. 

Вместе с этим, по данным «ПортНьюс», судостроители подтверждают сдачу платформы в июле 2022 года. Адмиралтейские верфи (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) планируют начать заводские ходовые испытания судна в апреле. Росгидромет, в свою очередь, подчеркивает, что мореходные качества платформы будут подтверждены в рамках ходовых испытаний в водах российской части Балтийского моря, также заказчик получит свидетельство судна полярного плавания. Источник «ПортНьюс», близкий к заказчику, комментируя вопрос о том, является ли отсутствие сертификата ледовых испытаний критическим для начала эксплуатации судна, подчеркивает, что платформа «вмороживается» во льды, а не пробивает их. 

Объемы научной работы 

Научные исследования в рамках программы дрейфующей полярной станции «Северный полюс 2022» на базе НЭС «Академик Трешников» разделены на восемь основных направлений: атмосферные и биологические исследования, геофизика (включающая в себя геолого-геофизические исследования, геохимию, седиментацию, а также исследование космической погоды), гидроакустика, гидрологические и ледовые исследования, экология, медико-биологические исследования, судостроение и материаловедение. В работе предполагалось  задействовать научно-исследовательские институты РАН, Росгидромета, Росатома, НИЦ «Курчатовский институт», высшие учебные заведения, университеты и частные компании. 

Фото: ААНИИ

С практической точки зрения особый интерес исследований представляет акватория Северного морского пути (СМП). Согласно указу президента РФ Владимира Путина и целям федеральных проектов, грузопоток на СМП должен достигнуть 80 млн тонн в 2024 году и 110 млн тонн  к 2030 году. Кроме этого, планируется увеличение суммарной мощности морских портов до 110 млн тонн и 115 млн тонн в 2024 и 2030 годах соответственно, и значительный рост судоходства по маршруту. Для этого Россия строит серию ледоколов проекта 22220 на Балтийском заводе. Два судна уже работают в Арктике – это головной ледокол «Арктика» (сдан в эксплуатацию в 2020 году) и «Сибирь» (передан в 2021 году). В разной степени готовности на Балтзаводе в постройке находятся еще три судна – «Урал», «Якутия» и «Чукотка». 

Превращение восточного участка СМП в круглогодичную транспортную магистраль, безопасность и эффективность которой в значительной степени зависит от изменений ледовых и гидрометеорологических условий обуславливает необходимость проведения исследований в Арктике, отмечается в программе экспедиции. 

Предполагается, что судно будет находиться в свободном дрейфе в северных частях Чукотского и Восточно-Сибирского морей до выхода в Северо-Европейский бассейн Атлантического океана через пролив Фрама. Начало маршрута экспедиции будет следующим: в августе судно должно выйти в рейс из порта Санкт-Петербург, следуя в район начала дрейфа через Мурманск. В порту Мурманск на борт судна примут два вертолета К-32 и научно-технический состав экспедиции. Из порта Мурманск судно перейдет в район Северного Ледовитого океана. 

На месте специалисты проведут поиски льдины, которая позволит организовать лагерь. Дрейф начинается в зоне достаточно сплоченных многолетних льдов, в которых можно проводить разнообразные виды наблюдений с борта судна и полевые работы с опорой на инфраструктуру ледового лагеря, который обычно развернут в непосредственной близости от судна. Судно ложится в дрейф со швартовым креплением к льдине на ледовые якоря. Предположительно, к работам по размещению лагеря удастся приступить в конце сентября – начале октября.

Фото: ААНИИ

Сравнение возможностей судов 

По оценке собеседников «ПортНьюс», стоимость экспедиции на платформе «Северный полюс» может вырасти в 1,5 раза – до 4 млрд руб. Основная причина – это необходимые в связи с допустимым количеством человек на судне ротации состава научных сотрудников самолетами и вертолетами. Так, на «Академике Трешникове» могут одновременно находиться около 80 человек, на платформе «Северный полюс» смогут разместиться почти вдвое меньше специалистов

В Минфине и Минобрнауки не ответили на вопрос «ПортНьюс» о приоритетных параметрах экспедиции исходя из бюджетного финансирования.  

Как сообщили в Минпромторге, ледовые испытания новой ЛСП «Северный полюс» могут быть совмещены с первым выходом судна на работу в ледовых условиях в рамках экспедиции. 

«Ледовые испытания планируется проводить в условиях дрейфа во время экспедиции. Передача судна запланирована в третьем квартале 2022 года» 

Представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в письме Департаменту просвещения, высшего образования и науки правительства РФ  (копия имеется в распоряжении «ПортНьюс») информировал, что  ходовые испытания платформы продолжатся до мая 2022 года, ревизия механизмов судна – до июля 2022 года. Подписание акта приема-передачи с Росгидрометом запланировано на 20 июля. 

Фото: Адмиралтейские верфи

В Минприроды переадресовали вопросы «ПортНьюс» к Росгидромету. В ведомстве запрос  о сопряженных с первым рейсом платформы рисках и страхованию судна не прокомментировали. 

В предыдущих арктических экспедициях в ротациях был задействован ледокол ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын». Там подтвердили, что готовы принимать участие в экспедиции «при подтверждении такой необходимости». 

Готовность платформы и перспективный экспедиционный флот 

В пресс-службе Адмиралтейских верфей подтвердили планы по сдаче ЛСП в июле 2022 года, судостроители ответственны за этап заводских ходовых испытаний, уточнили там. 

В конце 2021 года на платформе были запущены два носовых вспомогательных дизель-генератора, успешно проведены их первые пуски. В настоящее время представители цехов и отделов Адмиралтейских верфей совместно с контрагентом работают по программе швартовных испытаний. Кроме того, в течение январских праздников специалисты подготовили главное машинное отделение под первые пуски кормового вспомогательного дизель-генератора и главного дизеля, в конце января был произведен первый пуск. По вспомогательному дизель-генератору и главному дизелю также расписан план-график проведения испытаний согласно программе швартовных испытаний. Ведутся пусконаладочные работы по винто-рулевому комплексу, добавили на верфи. В январе завершен монтаж палубных кранов, спланирована работа по программе швартовных испытаний, на судно помещены океанографические лебедки, произведен монтаж и электромонтаж П-образной рамы.  

«Это первая платформа, построенная в современной России, поэтому инженерам и строителям пришлось решать множество непростых задач: большая часть вопросов была связана с логистикой, с увязкой сроков поставки оборудования. На сегодняшний день судно укомплектовано полностью»  

ЛСП представляет собой самоходное водоизмещающее стальное судно ледового класса Arc5. При этом прочность корпуса по бортам и днищу соответствует классу Arc 8, что позволять выдерживать сжатие многолетних льдов. Основной конструктивной особенностью судна является необычная форма корпуса, обусловленная автономностью платформы по запасам топлива и способная выдерживать ледовые нагрузки.

По словам директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александра Макарова платформа «Северный полюс» станет ведущей научной площадкой на ближайшие десятилетия. 

Проект КБ «Вымпел, фото ААНИИ

«Это первая платформа, построенная в современной России, поэтому инженерам и строителям пришлось решать множество непростых задач: большая часть вопросов была связана с логистикой, с увязкой сроков поставки оборудования. На сегодняшний день судно укомплектовано полностью», – подчеркнул Александр Макаров.

В составе первой экспедиции на платформе «Северный полюс» будет работать 48 человек, включая экипаж и научный персонал, уверяет Александр Макаров. «Это оптимальная команда для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность всей станции, развернуть наблюдательные комплексы на самом судне и на льду. Обычно вокруг вмороженной платформы строится лагерь, там проводятся исследования», – считает он. На борту платформы будут размещены 15 научных лабораторий.  

Состав экспедиции еще формируется, но ААНИИ, по словам Александра Макарова, наблюдает большой  интерес со стороны российских и зарубежных ученых. Платформа станет ключевым звеном Арктической пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген, гидрометеорологическую обсерваторию Тикси. Сеть покроет большую часть Арктического бассейна, поэтому климатические модели станут точнее, а уровень поддержки безопасной навигации повысится, объясняют в ААНИИ.

«Мы сможем круглогодично получать информацию из Центральной Арктики, которая обычно недоступна. Это настолько редкие данные, что уже выстроилась очередь из иностранных коллег, которые заинтересованы поучаствовать в экспедиции и получить сведения. Главное, что у нас появилась возможность запланировать эксперименты, которые будут длиться 20-30, а может быть и 40 лет», – полагает  Александр Макаров. 

Вопрос о строительстве дополнительного флота для экспедиций стоит остро, говорит Александр Макаров. На текущий момент в составе ААНИИ работают два судна – «Академик Федоров» и «Академик Трешников». Пока они полностью обеспечивают логистические и научные задачи, но им вскоре потребуется замена, отмечает он. Стоимость строительства нового ледокола для работы в Арктике и Антарктике в перспективе ближайших шести лет оценивается в 40 млрд руб., приводят данные в ААНИИ. Дмитрий Никущенко считает, что потребность в подобных платформе судах составляет до 3 единиц, но подчеркивает, что это зависит от планов исследований. 

Авторы: Яна Войцеховская, Надежда Малышева

 

В продолжение темы блиц-интервью океанолога ИО РАН Сергея Писарева о научных исследованиях и возможностях экспедиции в зависимости от транспортного средства

В продолжение темы – блиц-интервью океанолога ИО РАН Сергея Писарева о научных исследованиях и возможностях экспедиции в зависимости от транспортного средства >>>>