• 16 февраля 2010

    Ледяные границы Балтики

    Российские порты Балтики в первый месяц нового года подтвердили положительные тенденции, наметившиеся к концу прошлого года, хотя в ситуацию вмешались внешние факторы. Большой порт Санкт-Петербург в первом месяце 2010 года показал впечатляющий прирост объемов перевалки в сравнении с январем прошлого года – на 18%, до 3,5 миллиона тонн, при этом контейнерооборот поднялся на 25% - до 112 тыс. 290 TEUs. В то же время, Калининградский порт продолжил снижение объемов перевалки и даже Усть-Луга, ранее всегда демонстрировавшая положительную динамику, ушла в небольшой минус. В качестве причин этого снижения называют бюрократические сложности в Калининграде и природные - в Усть-Луге.


    Петербург пошел в рост


    Большой порт Санкт-Петербург в январе 2010 года по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года продемонстрировал рост практически по всей основной номенклатуре грузов, за исключением нефтепродуктов, объем перевалки которых снизился на 7% - до 850,5 тыс. т. Так, объем перевалки навалочных грузов возрос на 36% - до 606,3 тыс. тонн за счет минеральных удобрений, которых было перевалено на 94% больше в сравнении с прошлым годом (384 тыс. тонн).


    Грузооборот генеральных грузов вырос на 16% - до 811,9 тыс. тонн, в том числе черных металлов на 36% - до 317,8 тыс. тонн, рефгрузов на 18% - до 205 тыс. тонн.

    Существенно – на четверть вырос контейнерооборот, при том, что в целом за прошлый год он сократился почти на треть. Правда, к концу года темпы падения замедлились и в декабре прошлого года объем перевалки контейнеров в порту снизился лишь на 7% по сравнению с декабрем 2008 г.
    Отметим, что эксперты говорили о прохождении «дна» спада морских контейнерных перевозок в конце 2009 г. и начале тенденции на восстановление контейнерооборота ведущих портов,  о чем ИАА «ПортНьюс» писало в разделе «Актуальная тема» от 29 января 2010 г. Динамика Большого порта Санкт-Петербург пока эту тенденцию подтверждает.


    Если данная тенденция станет устойчивой – о чем, впрочем, уверенно говорить пока рано, то те стивидорные компании, которые продолжали инвестировать в развитие своих контейнерных, а также Ro Ro мощностей (в ожидании восстановления автомобильного рынка) могут оказаться в выигрыше.


    Отметим в этой связи, что в 2009 году на реализацию программы развития портовой инфраструктуры группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» (входит в Universal Cargo Logistics Holding) было направлено более 2,1 млрд рублей, что более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели 2008 года (по собственной информации компании).


    В частности, около 500 млн. рублей направлено на заключительный этап строительства и приобретение оборудования для ро-ро терминала производственной мощностью 1 млн тонн накатных грузов в год, введенного в эксплуатацию в апреле 2009 г. на территории «Первой стивидорной компании». На проектирование универсального складского комплекса крытого хранения на ро-ро терминале площадью 12,7 тыс. кв.м направлено более 16 млн рублей.


    Более 1,5 млрд. рублей направлено на строительство первой очереди контейнерного терминала на территории «Четвертой стивидорной компании» производственной мощностью около 350 тыс. TEUs, а также приобретение основного производственного оборудования. Планируемый срок запуска терминала для обслуживания всех видов экспортных и импортных контейнерных грузов, в том числе рефрижераторных – II квартал  2010 г.


    Около 10 млн рублей направлено на разработку предпроектной документации, а также санитарно-экологическое обследование района проектирования рефрижераторного терминала на территории первого и второго районов порта. Терминал производственной мощностью 1,5 млн тонн в год призван снизить издержки крупных импортеров продовольственных товаров в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе РФ.


    Группой также были произведены и другие инвестиции в развитие инфраструктуры порта.

    Кроме того, инвестиции в развитие своих мощностей в порту в ушедшем году производила группа «Н-Транс». Они были направлены на развитие «Петролеспорта» (входит в Global Ports Investments Plc, принадлежащую «Н-Транс»).

    В частности, в конце 2009 г. была введена в эксплуатацию транспортная развязка с тоннелем. Автомобильный тоннель под железнодорожным переездом обеспечил технологическое единство всех районов  порта. Суммарные инвестиции в строительство  превысили 521,58 млн рублей.

    Развитие Ro-Ro терминала «Петролеспорта» стало частью комплексной программы расширения и модернизации специализированных мощностей стивидорной компании. В ходе реконструкции были построены специализированные открытые складские площадки для легковых автомобилей общей площадью свыше 16 га. Сегодня мощности терминала позволяют осуществлять перевалку до 190 тыс. автомобилей и 40 тыс. единиц других накатных грузов в год. Открытые площадки терминала рассчитаны на хранение 5 тыс. 300 ед. автомобилей одновременно. Общий объем инвестиций в строительство комплекса превысил 282 млн руб. в период 2008-2009 годов. Более подробно об этом ИАА «ПортНьюс» публиковало статью в разделе «Актуальная тема» от 1 октября 2009 г.

    Наращивает контейнеризацию грузов и терминал ЗАО «Нева-Металл» (принадлежит ОАО «Северсталь»). В 2009 г. количество перегруженных контейнеров на нем выросло на 30% - до 34 тыс. «В 2010 году мы рассчитываем довести объемы контейнерной перевалки до 60 тысяч тонн, в том числе за счет дальнейшего расширения спектра грузов. Увеличению грузооборота также будет способствовать открытое в ноябре контейнерного депо для хранения порожних контейнеров», - отметил коммерческий директор ЧерМК «Северсталь», курирующий бизнес «Нева-Металл», Игорь Нечаев.


    Порт Приморск продемонстрировал в январе 2010 г.вполне ожидаемый рост на на 2% в сравнении с январем 2009 г.- до 6,64 миллиона тонн.


    Выборг за январь поднялся на 4% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года - до 95,2 тыс. т., за счет перевалки минеральных удобрений.


    Лед не тронулся


    На фоне Петербурга Калининград и Усть-Луга выглядят не столь позитивно. В январе 2010 г. порт Усть-Луга снизил объем перевалки незначительно – всего на 1% по сравнению с январем прошлого года, однако до этого новый порт демонстрировал постоянный рост. В основном за счет угля, который пользовался повышенным спросом. Впрочем, как объяснил ИАА «ПортНьюс» капитан порта Олег Глухов, это вызвано не экономическими, а природными причинами – а именно тяжелой ледовой обстановкой, в связи с которой пришлось ввести строгие ограничения по ледовому классу. Поэтому надо полагать, что к весне грузооборот Усть-Луги продолжит рост.


    Проект создания контейнерного терминала в порту – «Усть-Лужского контейнерного терминала» (УЛКТ) также оказался отложен из-за противоречий между акционерами инвестора проекта – «Национальной контейнерной компании» (НКК), о чем ИАА «ПортНьюс» более подробно писало в разделе «Актуальная тема» от 6 августа 2009 г. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в НКК, в настоящее время новая дата окончания реализации данного проекта так и не определена.


    Еще сложнее дело обстоит с Калининградом. Здесь на старые проблемы, о которых ИАА «ПортНьюс» публиковало материал в разделе «Актуальная тема» от 21 октября 2009 г., наложились новые.


    Здесь Погранслужбой были запрещены пропускные операции на причалах грузовых терминалов ООО «Союз - ТТМ», ЗАО «Содружество – Соя», ОАО «Лукойл - Калининградморнефть», ЗАО ПНК «Росбункер» и ЗАО «БНК» и ООО «Балтнафта». Мотивацией запрета является то, что пункты пропуска на данных терминалах не соответствуют новым требованиям к ним.


    На днях в ситуацию вмешался губернатор Калининградской области Георгий Боос, предложивший установить реальные сроки приведения пунктов пропуска в порту Калининград в соответствие с новыми требованиями и при этом не торопиться с запретом пропускных операций на причалах грузовых терминалов.


    «Административный контроль не должен приводить к созданию барьеров в экономике области», - заявил губернатор в ходе рабочей встречи с руководителями региональных отделений пограничной, таможенной служб и  порта Калининград. «Для нас очень важно, чтобы была налажена бесперебойная работа всего портового комплекса», - подчеркнул Георгий Боос.


    По его словам, «исполнение поступивших от пограничной службы указаний может повлечь за собой негативные последствия для социально-экономического развития региона. Остановить деятельность шести предприятий». По мнению главы региона, это может привести к значительным потерям регионального и федерального бюджетов. «Особо хочу подчеркнуть: для предприятий, расположенных на терминалах портового комплекса, источником сырья является мировой рынок. И без возможности бесперебойно работать по приемке и отправке грузов этим компаниям не справиться, под угрозой - тысячи рабочих мест», - сказал Георгий Боос.


     Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен