• 29 января 2010

    Контейнеры всплывают со дна

    Прошедший год, характеризовавшийся экономическим спадом, серьезно ударил по мировому рынку морских контейнерных перевозок. Ведущие порты мира показывали снижение контейнерооборота по итогам года до четверти в сравнении с предыдущим годом, еще сильнее кризис ударил по российским контейнерным терминалам. В то же время, в декабре портовики заговорили о прохождении «дна», после которого в нынешнем году может начаться робкое восстановление грузопотока – по некоторым оценкам до 15-20% в сравнении с 2009 г.

    Дед Мороз подарил рост


    Как следует из отчетов крупнейших портов мира за 2009 г., объем перевалки контейнеров в декабре 2009 г. впервые показал рост по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

    По данным таможни Шанхая, в декабре прошлого года экспорт одного из крупнейших в мире портовых регионов впервые за 14 месяцев вырос – на 23,5% по сравнению с декабрем 2008 г. и на 13,1% по сравнению с предыдущим месяцем.

    Контейнерооборот порта Гонконг в декабре 2009 г. также впервые за год продемонстрировал положительную динамику - на 3% по сравнению с декабрем предыдущего года, в то время как в целом за год снизился на 14,6% - до 20,9 миллиона TEUs.

    Сингапур показал прирост уже в ноябре – на 1,6%, а в декабре уже на 5,9%, в то время как в целом за год контейнерооборот порта снизился на 13,5% - до 25,86 млн TEUs.

    Контейнерооборот североамериканского порта Лонг Бич за прошедший год сократился на 21,9% - до 5,48 млн TEUs, однако в декабре, как и другие, показал положительную динамику – рост в сравнении с декабрем 2008 г. составил 8,7% (впервые с 2007 г.). Лос Анджелес в последний месяц года также подрос, хотя и менее существенно – на 0,35%.

    Предновогодний рост вселил в портовиков надежду на прохождение «дна» рынком морских контейнерных перевозок и на начало восходящего тренда. «Эти цифры намного лучше, чем мы ожидали, и вполне могут быть сигналами восстановления экономики», - прокомментировал декабрьский рост исполнительный директор порта Лонг Бич Ричард Стейнк. По его словам, есть основания предположить, что на данном рынке начинается восходящий тренд.

     «Мы проявляем осторожный оптимизм насчет 2010 года, надеясь, что потребительская активность начнет улучшать показатели грузопотока на импорт, а восстановление мирового рынка поддержит экспортные поставки», - прокомментировала исполнительный директор порта Лос Анджелес Геральдина Кнатс. В соответствии с исследованием, проведенным по заказу порта Лос Анджелес, в новом году ожидается умеренный рост контейнерного потока.

    Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК  "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, говорить об устойчивом росте в этом году было бы преждевременно. В то же время, по его мнению, все же можно ожидать начала восстановления рынка – на 15-20% по итогам 2010 г. «Существенную роль здесь будут играть и политические факторы, особенно ситуация с сомалийскими пиратами и формирование альтернативных путей доставки грузов», - полагает аналитик.

    Русская правда

    Россия не осталась в стороне от мировых тенденций – ни в плане падения контейнерооборота (разве что ряд отечественных терминалов «просел» еще сильнее), ни в плане положительной динамики на ряде из них в конце года, ни в плане степени влияния на ситуацию политических факторов.

    В среднем, спад контейнерооборота ведущих российских терминалов превысил 30%. В частности, объем перевалки контейнеров на мощностях «Национальной контейнерной компании» (НКК) за 2009 г. составил более 32% - до 1 млн 154 тыс. 785 TEUs (правда, с учетом остановки работы терминала "Укртрансконтейнер" в Ильичевске на Украине). Большой порт Санкт-Петербург (где работают терминалы НКК и Н-Транс) снизил перевалку контейнеров на тот же процент – до 1 млн 343 тыс. 675 TEUs.

    Суммарный контейнерооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) сократился на 38,4%.

    Владивостокский контейнерный терминал показал -15% к 2008 году.

    В то же время, по ряду терминалов, как и за границей, в конце года наблюдался рост контейнерооборота в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. В частности, объем перевалки на ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ, Санкт-Петербург) в декабре вырос на 0,7% ,  а на мощностях ОАО «Новороссийское Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие» (НУТЭП) - на целых 49,32% - до 18,1 тыс. TEUs, причем такой объем контейнеров в месяц был перевален на терминале впервые. В целом ПКТ и НУТЭП показали -11,5% за 2009 г.
     
    Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в НКК, максимальное падение грузооборота пришлось на первые месяцы 2009 года, когда спад на терминалах НКК превышал 20% по сравнению с предыдущим годом. Во втором полугодии 2009 компании удалось переломить негативные тенденции и добиться стабилизации грузооборота. Прежде всего, это связано с растущим объемом экспортных грузов, обрабатываемых на терминалах группы, а также с привлечением судозаходов новых клиентов.

    «Однако говорить о преодолении всех последствий кризиса в России пока не приходится – спад в секторе контейнерных перевозок по итогам 2009 превышает 30% и мы ожидаем, что полное восстановление рынка произойдет не раньше конца года. В связи с этим, в 2010 году работа будет проходить также в условиях острой конкуренции», - отметила в беседе с ИАА «ПортНьюс» директор по маркетингу НКК Ольга Деньщикова.

    В этих условиях компания планирует продолжить расширение возможностей принадлежащих ей терминалов – в частности, на терминале НУТЭП планируется завершить удлинение причала до 397 м, благодаря чему на нем появится возможность обрабатывать более крупные суда или принимать два судна одновременно.

    Что касается политических факторов, которые могут оказать существенное влияние на рынок контейнерных перевозок в России, то здесь можно выделить создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а также реализация концепции переноса таможенного оформления к государственной границе. По мнению председателя совета директоров ЗАО «Русский логистический провайдер» Руслана Кисса, с лета 2010 г., когда начнет функционировать единое таможенное пространство трех стран, можно ожидать перераспределения импортного контейнеропотока на Северо-Запад, прежде всего в Большой порт Санкт-Петербург, так как таможенное оформление в Центральном регионе РФ производиться уже не будет (в связи с реализацией реформы по переносу таможенного оформления к госгранице). «В этом плане у петербургского порта «сумасшедшие» перспективы, особенно с учетом развития «сухих портов» и при условии грамотного таможенного администрирования», - подчеркнул Руслан Кисс в беседе с ИАА «ПортНьюс».

    Виталий Чернов. 
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен