• 1 октября 2009

    Инвестиционный накат

    Несмотря на существенное падение продаж автомобилей в России и повышение ввозных пошлин на иномарки, инвесторы продолжают запускать и расширять Ro-Ro терминалы. В частности, был завершен базовый этап создания паромного комплекса ОАО «Петролеспорт», который станет основной площадкой по ввозу импортных автомобилей для компании Rolf SCS (группа «РОЛЬФ»). Кроме того,  автомобильная компания в 2009 году начала принимать машины в порту Восточный.

     

     

    Все бренды будут в гости к нам

     

    Развитие Ro-Ro терминала «Петролеспорта» (входит в группу Global Ports, «Н-Транс») стало частью комплексной программы расширения и модернизации специализированных мощностей стивидорной компании. В ходе реконструкции были построены специализированные открытые складские площадки для легковых автомобилей общей площадью свыше 16 га. Сегодня мощности терминала позволяют осуществлять перевалку до 190 тыс. автомобилей и 40 тыс. единиц других накатных грузов в год. Открытые площадки терминала рассчитаны на хранение 5 тыс. 300 ед. автомобилей одновременно. Терминал оборудован складскими площадями для всех типов автомобилей и других накатных грузов. Инфраструктура включает железнодорожный фронт с оперативной площадкой для погрузки и выгрузки самоходной техники, зону погрузки на автотранспорт. Инспекцию осуществляет сюрвейерская компания SGS, на территории терминала осуществляется таможенная очистка.

     

    Общий объем инвестиций в строительство комплекса превысил 282 млн руб. в период 2008-2009 годов.

     

    «Мы продолжаем капиталовложения в развитие специализированных терминалов, направленные, прежде всего, на повышение уровня технологии сервиса», - отметил председатель совета директоров ОАО «Петролеспорт» Никита Мишин. По его словам, инвестиционная программа развития «Петролеспорта» скорректирована в сторону повышения качества сервисных услуг и конкурентоспособности стивидорной компании.

     

    Таким образом, терминал Ro-Ro «Петролеспорта» в настоящее время стал одним из крупнейших на Северо-Западе.



    Как рассказал ИАА «ПортНьюс» главный исполнительный директор – логистика автомобилей Rolf SCS Марк Бреннайзер, компания рассматривала все существующие предложения, прежде чем выбрать «Петролеспорт». «Мы поняли, что «Петролеспорт» предоставляет нам самые большие возможности для развития. Мы не искали каких-то краткосрочных контрактов, но были заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. Остальные порты были не готовы принимать в таких количествах автомобили, либо у них просто не было достаточно мощностей», - пояснил Марк Бреннайзер.

    Отметим, что другой крупный комплекс по приему накатных грузов Северо-Запада - многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2» в порту Усть-Луга, в настоящий момент обеспечивает возможность одновременного хранения 5 тыс. автомобилей и перевалки 100 тыс. автомобилей в год. Правда, проектная мощность МПК составляет 500 тыс. автомобилей в год, выход на нее был намечен на 2012 г. Через терминал переваливаются автомобили Toyota, Lexus и Hyundai. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в ОАО «Компания Усть-Луга», в настоящее время ведутся работы по строительству второго пускового комплекса МПК, который позволит увеличить его пропускную способность. По данным компании, с начала 2009 года на терминале было перегружено более 11 тыс. автомобилей. Более подробно о развитии МПК читайте в разделе «Актуальная тема» от 1 июля 2009 года.

    Также вблизи Усть-Луги создается терминал «Российских транспортных линий» Новая Гавань, предназначенный для перевалки автомобилей и контейнеров, при выходе на полную мощность по автомобилям в 2011 году его пропускная способность должна составить 400 тыс. машин в год.

    На территории Большого порта Санкт-Петербург также расположен терминал перегрузки автомобильной техники «Третьей стивидорной компании» (входит в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»). Он был запущен в мае 2008 года и позволяет перегружать до 80 тыс. автомобилей в год.  Норма  единовременного хранения – 1900 автомобилей. По информации участников рынка, в текущем году на терминал прибыли только две небольшие партии автомобилей Volkswagen.

    Кроме того, в Большом порту Санкт-Петербург функционирует терминал «Российских транспортных линий» (РТЛ) с пропускной способностью до 300 тыс. автомобилей в год, на котором, как сообщили ИАА «ПортНьюс» в РТЛ, в настоящее время перегружается около 5 тыс. автомобилей в месяц брендов Nissan, Peugeot, Citroen и Ford.

    Петербургский «Детройт», областной «Сингапур»

    Ro-Ro терминал «Петролеспорта» пока не пересекается по брендам с конкурирующими площадками, борьба может развернуться лишь за Ford. Отметим в этой связи, что наиболее популярная модель этой марки Focus производится на заводе под Санкт-Петербургом, как и Mondeo. Но упавший спрос заставляет и этот завод работать не на полную мощность.


    В целом «Петролеспорт» кажется оправданным выбором для логистической компании автомобильного холдинга – как с точки зрения расположения и транспортной доступности (доступность Западного скоростного диаметра, кроме того, силами «Петролеспорта» строится транспортная развязка), так и с точки зрения наличия мощностей для потенциального роста.


    Более того -  менее, чем в 10 км. от «Петролеспорта» располагается терминал Rolf SCS Elite-Trans, рассчитанный на хранение 2500 тысяч автомобилей, где они могут проходить таможенную очистку, технический сервис, заправляться и проходить мойку. Из этого терминала автомобили  могут отправляться к месту назначения по железной дороге (терминал имеет железнодорожную связь с Октябрьской железной дорогой).

     

    В настоящее время автомобили на Ro-Ro терминал «Петролеспорта» поставляются фидерными судами, в том числе, из портов Балтики (регулярное фидерное сообщение с «Петролеспортом» налажено с портами Ханко, Котка и другими) , однако, по словам Марка Бреннайзера, в будущем возможны прямые поставки.

     

    Через «Петролеспорт» логистическая компания перегружает автомобили Mitsubishi, SsangYong, Geely, Mercedes и Ford. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» Марк Бреннайзер, в настоящее время ведутся переговоры о возможности поставок других марок.

     

    В то же время, по экспертным оценкам, падение продаж новых автомобилей в России за 8 месяцев 2009 года составляет от 40% до 60% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.


    Кроме того, наблюдается тенденция по локализации производства иномарок в России, что может привести к прекращению массовых поставок локализуемых моделей из-за рубежа, так как именно в Петербурге и Ленинградской области создан мощный кластер сборочных производств компаний Toyota, Nissan, Ford, GM, Hyundai. Логично предположить, что на данных заводах будет расширяться линейка локализуемых моделей.  Как заметил в этой связи председатель комитета по транспортно-транзитной политике администрации Санкт-Петербурга Николай Асаул, присутствовавший на презентации Ro-Ro терминала «Петролеспорта», «мы надеемся, что в будущем город будет не только принимать автомобили, но и отправлять их на экспорт, соответствующие портовые мощности у нас уже есть».

     



    Правда, руководство «Петролеспорта» не исключает возможности диверсификации грузов – здесь можно принимать не только легковые автомобили, но и другие виды накатных грузов.

     

    По мнению директора по маркетингу РТЛ Елены Жадановой, при активном развитии усть-лужского портового бизнеса поток грузов Ro-Ro в Петербург будет постепенно снижаться. «После кризисного падения рост возможен не ранее чем через несколько лет, но докризисных показателей роста в 60% в год он вряд ли достигнет, в лучшем случае мы сможем увидеть 20% годовой прирост», - отметила Елена Жаданова в беседе с ИАА «ПортНьюс». «Петербургские терминалы будут проигрывать Усть-Луге в силу более интересных предложений по ценам в этом порту. Кроме того, многие автопроизводители, ввиду малых объемов продаж, не готовы сейчас менять существующие логистические пути», - уверена эксперт.

     

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс»  директор по продажам крупнейшего дилера Ford на Северо-Западе "Аларм-Моторс Форд"  Михаил Шевельков, рынок продаж новых иномарок в России, в среднем, на сегодняшний день находится на уровне 60% от результатов аналогичного периода 2008-го года. «Однако, в зависимости от избранной политики каждого конкретного производителя на российском рынке, от размеров остатков автомобилей 2008 года выпуска, от модельного ряда - эти цифры очень сильно отличаются от бренда к бренду, от модели к модели. Безусловно, потери понесли все автопроизводители, но кто-то в большей, кто-то в меньшей степени», - говорит Михаил Шевельков.

     

    При этом, что касается продаж автомобилей Ford в компании Аларм-Моторс, то в сентябре произошел значительный рост продаж - на 90% по сравнению со средними результатами продаж летних месяцев.  По мнению Михаила Шевелькова, причиной роста стала, в первую очередь, продажа моделей Ford Focus  по правительственной программе субсидирования кредитной ставки. «При этом некоторые бренды практически остановили свои продажи, прежде всего по причине распродажи автомобилей 2008-ого года выпуска и начала продаж машин 2009-ого уже по новым, выросшим на 20-25% по сравнению с 2008-ым годом ценам», - отметил эксперт.

     

    По его мнению, весной-летом 2009 года сформировался «отложенный спрос» на иномарки, который рано или поздно реализуется всплеском продаж. «Другое дело, что это будет «всплеск», за которым произойдет очередной спад на уровень 50-60% от показателей продаж 2008-ого года, за которым будет постепенный и плавный рост при условии, естественно, что у нас в стране экономика будет развиваться позитивно», - считает Михаил Шевельков.

     

     Говоря о перспективах локализации производства автомобилей иностранных брендов на территории России, эксперт отмечает, что себестоимость производства автомобилей в странах, например, Восточной Европы ниже, нежели в России и в этом смысле «спасают» нас только достаточно высокие пошлины на ввоз импортных автомобилей. «Без них - у нашей промышленности практически нет перспектив получить на своей территории  новые автомобильные заводы. Поэтому, все в руках правительства. Если страна будет заинтересована в новых производствах, то пошлины будут сохранены. Если иностранные автопроизводители будут заинтересованы в российском рынке сбыта, то других путей, кроме как размещать производство у нас, у них не будет. Это касается, прежде всего, массовых брендов и моделей», - подчеркнул представитель дилерской компании.


    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен