• 6 августа 2009

    НКК: FESCO рвет, First Quantum мечет

    Между собственниками «Национальной Контейнерной Компании» (НКК), реализующей проект «Усть-Лужского Контейнерного Терминала» (УЛКТ) в порту Усть-Луга (Ленобласть) возникли противоречия. Так, группа FESCO выразила сомнение в целесообразности скорейшей реализации данного проекта в текущей экономической ситуации, а пресс-служба НКК, высказавшаяся в интересах другого инвестора - First Quantum,  в свою очередь предъявила претензию FESCO указав, что группа отказывается от финансирования УЛКТ по установленному графику.

    Где деньги?
     
    Транспортная группа FESCO (создана на базе «Дальневосточного Морского Пароходства») и компания First Quantum (чья деятельность в СМИ связывается с интересами Виталия Южилина) в равных долях владеют «Национальной Контейнерной Компанией» (НКК), управляющей «Первым Контейнерным Терминалом» (Петербург),    НУТЭП (Новороссийск), «Укртрансконтейнер» (Ильичевск, Украина) и логистическим терминалом в Шушарах (Санкт-Петербург).

    От имени НКК было распространено сообщение о том, что задержка реализации проекта УЛКТ связана с позицией FESCO, отказывающейся его финансировать, в то время как First Quantum и немецкий контейнерный оператор Eurogate готовы выполнить свои инвестиционные обязательства в полном объеме и в установленные сроки.

    «На сегодняшний день НКК вынуждена была приостановить работы по строительству контейнерного терминала в морском порту Усть-Луга. Причиной этого является отказ одного из акционеров – транспортной группы FESCO - от участия в финансировании и строительстве терминала, по причине «отсутствия инвестиционного капитала». Несмотря на то, что другие акционеры УЛКТ - группа First Quantum и Eurogate - подтвердили готовность запустить проект до конца текущего года, из-за отказа FESCO от ранее согласованного графика инвестиций начало эксплуатации УЛКТ отложено на более поздний срок», - как бы «вскользь» говорилось в сообщении пресс-службы НКК, которое было посвящено прибытию на УЛКТ перегрузочного оборудования.

    На следующий день директор «УЛКТ» Андрей Безсалов в ходе пресс-конференции в порту Усть-Луга заявил журналистам, что ввод в эксплуатацию первой очереди объекта возможен летом 2010 года. Как уточнили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе НКК, на данный момент его финансирование отсутствует, а успеть ввести первую очередь  терминала к лету следующего года было бы возможно только в случае немедленного начала финансирования проекта.

    После этих заявлений со стороны НКК, FESCO   распространила сообщение, разъясняющее позицию группы.

    «Транспортная группа FESCO считает, что в сложившихся сегодня условиях резкого снижения контейнерного грузопотока и с учетом перспектив его восстановления, реализация данного проекта в соответствии с ранее намеченным графиком инвестиций и строительства лишена экономической целесообразности. Данную позицию разделяют и ведущие отраслевые эксперты. До сих пор менеджмент не представил акционерам проработанного ТЭО проекта УЛКТ, которое бы показывало окупаемость данного проекта без пересмотра сроков и иных инвестиционных параметров. Кроме того, искусственное форсирование сроков запуска терминала приведет к крайне низкой загрузке УЛКТ, и угрозе перетекания объемов с Первого Контейнерного Терминала (ПКТ). С учетом различной структуры акционеров ПКТ и УЛКТ, обеспечение загрузки УЛКТ за счет объемов действующего терминала ПКТ несомненно является невыгодным для обоих акционеров НКК – FESCO и First Quantum», - говорится в сообщении группы.

    В беседе с ИАА «ПортНьюс» аналитик ИК "ФИНАМ" Константин Романов высказал мнение, что позиция FESCO с экономической точки зрения более обоснованна.

    «В данном случае более убедительной нам кажется позиция FESCO. В условиях резкого снижения спроса на перевозку контейнерных грузов следование ранее утверждённым срокам по строительству мощностей в Усть-Луге могло бы привести к их существенной недозагрузке. В результате, это подразделение могло бы получать отрицательный финансовый результат. Кроме того, часть грузов могло бы перераспределиться с Первого Контейнерного Терминала (ПКТ) в пользу нового терминала в Усть-Луге, что также негативно отразилось бы как на ПКТ, так и на консолидированных показателях всей Группы FESCO», - считает Константин Романов.

    Лебедь, рак и щука

    Конфликт между совладельцами НКК – Fesco и First Quantum назревал давно. Так, еще весной текущего года президент Транспортной группы FESCO Сергей Генералов заявлял о том, что группе не удается достичь взаимопонимания с First Quantum по вопросу оптимизации расходов НКК.

    Очевидно, что с тех пор компании так и не договорились и конфликт перерос в активную фазу. В последнем сообщении FESCO говорится о том, что НКК более не имеет официального отношения к управлению терминальными активами. «В настоящий момент ООО «Национальная Контейнерная Компания», ранее выполнявшая функции управляющей компании терминалов, не имеет ни одного заключенного договора на управление ни с одним из терминалов», - указано в сообщении группы.

    Подобное заявление вызывает вопросы относительно дальнейшей судьбы совместного детища FESCO и First Quantum – Национальной Контейнерной Компании и ее активов.

    Более того, УЛКТ не является единственным конфликтным проектом для НКК. Параллельно развивается скандал с «Укртрансконтейнером» в Ильичевске, связанный с конфликтом между НКК и «Ильичевским морским торговым портом» . Из-за этого, по данным президента НКК Алены Ашурковой, российская компания теряет по $40 тыс. ежедневно.

    Напомним, что проект «Усть-Лужский Контейнерный Терминал» (Ленинградская область) реализуется в рамках частно-государственного партнерства, входит в комплекс проектов по созданию многофункционального порта в Лужской губе. Пропускная способность терминала должна составить 3 млн TEU в год. На сегодняшний день, по данным FESCO, в проект уже инвестировано $160 миллионов, которые профинансированы за счет собственных средств акционеров, более 80% из них – в равных долях FESCO и First Quantum.

    Инвестиции НКК до 2020 года, по проекту, должны были составить около $800 млн. В свою очередь, из государственного бюджета в проект должно быть инвестировано не менее $110 млн.

    Ввод мощностей терминала должен был проходить в три этапа: в 2010 году пропускная способность УЛКТ должна была составить 500 тыс. TEU, в 2013 г. 1,5 млн TEU, в 2019 г. 3 млн TEU.

    К декабрю 2007 г. были сооружены два причала общей длиной 440 метров. В 2008 году НКК начала формирование тыловой части нового контейнерного терминала, а также строительство зданий и сооружений.

    В августе 2009 г. на терминал началась поставка перегрузочного оборудования.

    Заказчиком-застройщиком контейнерного терминала является ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал». Генподрядчик строительства терминала - ООО "СочиМорСтрой" (дочернее предприятие компании "Трансстрой").
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен