• 21 октября 2009

    Калининград сошел с рельс

    Морской порт Калининград среди российских портов пострадал от кризиса сильнее всего. Совокупное падение грузооборота стивидоров порта за январь-сентябрь 2009 года составило 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 9 млн 335 тыс. тонн. Чтобы исправить ситуацию, порт анклава должен перетянуть часть грузопотока из Прибалтики, однако для этого необходима государственная поддержка и в особенности - снижение железнодорожных тарифов.

    Неутешительная статистика

    Основной грузооборот порта приходится на 3 стивидорные компании – ОАО «Калининградский морской торговый порт» (около 17%), ООО «Лукойл-Калининградморнефть» (29%) и ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (около 19%) . Если с нефтеналивом, как и в остальной России, дела обстоят относительно благополучно (незначительно падение), то снижение объемов перевалки сухогрузов в  целом по порту в январе-сентябре 2009 года составило 32,4% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года - до 3 млн 989 тыс. тонн.

    В частности, грузооборот ОАО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП), по данным стивидорной компании, в январе-сентябре 2009 года сократился в 2,3 раза по сравнению с аналогичным показателем 2008 года – до 1 млн 578,7 тыс. тонн. Грузооборот КМТП за сентябрь составил 155,4 тыс. тонн, что в 2 раза меньше аналогичного показателя сентября 2008 года. Грузооборот черных металлов за январь-сентябрь сократился в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года в 2,2 раза – до 555,3 тыс. тонн. Контейнерооборот КМТП за январь-сентябрь составил 11 тыс. 506 TEUs, это почти в 3,7 раза меньше показателя 9 месяцев 2008 года.

    Грузооборот ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (КМРП), по данным предприятия, за январь-июль 2009 года сократился на 28% по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года - до 1,423 млн тонн. В июле текущего года порт перегрузил 262 тыс. тонн грузов, что на 8,7% меньше показателя июля прошлого года. Основное снижение грузопотока произошло по контейнерным грузам и минеральным удобрениям.

    Таким образом, очевидно, что порт анклава находится в достаточно сложной ситуации.

    Россия велела делиться


    По замыслу российского правительства, порт Калининград мог бы перетянуть часть грузов из зарубежных прибалтийских портов, однако для этого необходимо повышать его конкурентоспособность.

    В частности, на сентябрьском совещании Морской коллегии при правительстве России, комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и комитета Государственной Думы по транспорту у заместителя председателя правительства, председателя морской коллегии при правительстве Сергея Иванова, Минтрансу России, Федеральной службе по тарифам (ФСТ) при участии ОАО "РЖД" было поручено «продолжить работу» по снижению действующих железнодорожных тарифов на калининградском направлении. Как указано в находящемся в распоряжении ИАА «ПортНьюс» протоколе совещания, целью снижения тарифов является «создание равных  конкурентных  условий  с  портами  Прибалтики   и   восстановление объемов переработки грузов Калининградским морским  портом за счет снижения объемов их перевалки в иностранных портах».

    Для сравнения, за 9 месяцев этого года в порту Вентспилс (Латвия) перевалено 20,71 млн т. грузов, что на 2,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, тех  же минеральных удобрений – перевалено 707 тыс. т.


    Грузооборот Рижского свободного порта (Латвия) за 9 месяцев 2009 года вырос в сравнении с показателем аналогичного периода на 1,9% - до 22 млн 367,1 тыс. тонн. В том числе за отчетный период перевалено 14 млн 384,6 тыс. тонн насыпных грузов (рост на 0,3%), 3 млн 53,9 тыс. тонн генеральных грузов (снижение на 19%), 4 млн 928,6 тыс. тонн наливных грузов (рост на 28%).

    Грузооборот Клайпедского порта (Литва) за январь-сентябрь 2009 года сократился в сравнении с показателем 2008 года на 13,1% - до 20,12 млн тонн. Самые высокие темпы роста грузооборота с января по сентябрь 2009 года отмечены в секторе сыпучих и навалочных грузов, в погрузке сельскохозяйственных продуктов (+22%) и насыпного торфа (рост в 3,2 раза). Также зафиксирован рост по сравнению с показателями грузооборота за три квартала 2008 года погрузок мелассы (+7,9%) и упакованных удобрений (+3,3%). Контейнерооборот порта за этот период сократился на 34,8% - до 181 тыс. 608 TEUs.

    Грузооборот порта Таллинн (Эстония) за январь-сентябрь 2009 года вырос на 6,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 23,337 млн тонн. Объемы обработанных навалочных грузов за январь-сентябрь 2009 года увеличились на 24,9% - до 2,809 млн тонн. Перевалка каменного угля выросла в 4,7 раза, щебня - на 42%, удобрений - на 39,6%. Перевалка нефтепродуктов за 9 месяцев 2009 года выросла на 14,2% - до 17,357 млн тонн. Контейнерооборот Tallinna Sadam за 9 месяцев 2009 года в сравнении с показателем аналогичного периода 2008 года сократился на 28,2% - до 98 тыс. 951 TEUs.

    По мнению директора по развитию НПО «Морстройтехнологии» Сергея Семенова, основная проблема для Калининградского порта сейчас заключается в выросших железнодорожных тарифах. «Из-за роста тарифов, стал выгоднее морской путь с использованием парома, и это очень наглядно характеризует ситуацию. Как выходить из этого, сказать сложно - возможно, что путем переговоров заинтересованных сторон удастся оптимизировать железнодорожные тарифы, возможно, необходимо искать новые ниши. В частности, существует проект создания в Калининградской области контейнерного порта-хаба. Если этот проект будет успешно реализован, то он позволит создать сопутствующие бизнесы и инфраструктуру, которая также положительно отразится на конкурентоспособности Калининградского морского порта», - полагает эксперт.

    В то же время, по мнению начальника отдела агентирования и экспедирования «Северо-Западной Морской Компании» Игоря Носикова, проект создания порта-хаба в Калининградской области выглядит сомнительным, поскольку в зарубежных портах Прибалтики уже реализуются похожие проекты, способные принимать океанские контейнеровозы, а особенности российского законодательства в части процедур таможенного и пограничного досмотра делают отечественные порты менее привлекательными для судоходных компаний. Более подробно об этом ИАА «ПортНьюс» писало в  разделе «Актуальная тема» от 16 сентября 2009 года.

    Как бы то ни было, в конечном счете портовое будущее российского анклава будет зависеть от политической воли правительства, необходимой для согласования интересов портовиков и железнодорожников, а также повышения привлекательности работы с российскими портами для международного бизнеса.


    Виталий Чернов.