РС: Развитие проектов в области автономного судовождения требует комплексного подхода к вопросам безопасности
Среди важнейших вопросов — обеспечение кибербезопасности автономных судов
Развитие проектов в области автономного судовождения требует комплексного подхода к вопросам безопасности как при разработке технических систем и программного обеспечения, так и на законодательном уровне. Об этом рассказал заместитель начальника отдела экспертизы и инжиниринга Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр) Альберт Чернышов на заседании Морской экспертной группы (MEG) Транспортной рабочей группы АТЭС (TPTWG APEC), которое прошло в рамках тематического Семинара АТЭС «Содействие в определении и интеграции новых и передовых «умных» и устойчивых технологий и услуг в области морского транспорта», сообщает пресс-служба РС.
Презентация РС осветила достижения России в сфере развития автономного судоходства. В частности, в докладе был представлен практический опыт реализации технологий автономного судовождения на примере двух крупнейших в России паромов. Суда были сертифицированы Регистром для автономной работы с дистанционным управлением в открытом море и для ручного управления с использованием систем а-Навигации для поддержки принятия решений при движении в ограниченных акваториях и на входе в порт. Опытная эксплуатация паромов осуществлялась в Балтийском море на маршруте протяженностью более 500 морских миль. Сертификация судов выполнена РС на основе Положений по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС).
С 2021 года в России в рамках инициативы «Маяки развития технологий» (входит в состав инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года) реализуется федеральный проект «Автономное судовождение». В ходе проекта при участии РС ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектируется судовое и береговое оборудование, разрабатывается соответствующее программное обеспечение. На класс РС ведется строительство автономного экологического судна, которое будет работать в морском порту Петропавловск-Камчатский на Дальнем Востоке.
Регистр также участвует в продвижении национальных и международных нормотворческих инициатив в этой сфере. Среди важнейших вопросов, которые стоят на повестке, — обеспечение кибербезопасности автономных судов, подготовка и дипломирование персонала, вовлеченного в эксплуатацию таких объектов.
Классификационное общество Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Основными целями РС является повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасного плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
РС осуществляет рассмотрение технической документации, техническое наблюдение за судами в постройке и эксплуатации, выдачу документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства; обмер судов и плавучих сооружений; техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций; сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО. РС выполняет техническое наблюдение за контейнерами для генеральных грузов, изотермическими контейнерами, контейнерами-цистернами, контейнерами-платформами, офшорными контейнерами и др.