1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Экспорт нефти из РФ в октябре вырос на 2,2% — до 7,7 млн баррелей

15 ноября 2022   18:07

Экспорт нефти из РФ в октябре вырос на 2,2% — до 7,7 млн баррелей

К октябрю страны ЕС сократили импорт российской нефти до 1,4 млн баррелей в сутки

Экспорт российской нефти вырос в октябре 2022 года на 165 тыс. баррелей в сутки (+2,2%) и составил 7,7 млн барр./сут., так как поставки в ЕС, Китай и Индию остановились, а снижение потоков в Турцию было компенсировано увеличением поставок в необозначенные пункты назначения. Экспорт нефти в ЕС составлял 1,5 млн барр./сут., что на 1 млн баррелей ниже показателя до марта 2022 года. Экспорт нефтепродуктов снизился на 300 тыс. барр./сут. — до 1 млн. барр./сут., включая 600 тыс. барр./сут. дизельного топлива. Доходы от экспорта выросли до $17,3 млрд (+$1,7 млрд). Об этом говорится в ноябрьском обзоре нефтяного рынка Международного энергетического агентства (IEA).

Хотя нефтяные рынки остаются неплохо сбалансированными накануне зимы, запасы ОЭСР (OECD) находятся на самом низком уровне с 2004 года. Приближающийся срок введения эмбарго ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов, а также запрет на морские перевозки окажут дополнительное давление на мировые балансы нефти и, в частности, на и без того исключительно дефицитные рынки дизельного топлива. Предлагаемый потолок цен на нефть может помочь снизить напряженность, однако остается множество неопределенностей и проблем, связанных с логистикой.

Еще до начала специальной военной операции на Украине на рынках дизельного топлива уже наблюдался дефицит из-за закрытия с началом пандемии НПЗ мощностью 3,5 млн барр./сут., что привело к чистому снижению на 1 млн барр./сут. С восстановлением рынка после пандемии в 2021 году подскочил спрос на дизельное топливо и газойль — основные драйверы промышленной активности и экономического роста. Сокращение экспорта продукции из Китая также привело к дефицитности рынка, но недавнее изменение политики сделало более доступным дизельное топливо. Планируется, что с четвертого квартала 2022 года и до конца 2023 года во всем мире будут введены в эксплуатацию новые нефтеперерабатывающие мощности в 2,7 млн барр./сут., что может компенсировать снижение экспорта из России после вступления в силу эмбарго.

К октябрю страны ЕС сократили импорт российской нефти на 1,1 млн барр./сут. — до 1,4 млн барр./сут., а потоки дизельного топлива — на 50 тыс. барр./сут. до 560 тыс. барр./сут. Когда эмбарго на нефть и нефтепродукты из РФ полностью вступят в силу в декабре и феврале соответственно, потребуется заместить дополнительно 1,1 млн барр./сут. и 1 млн барр./сут. дизельного топлива, нафты и мазута. Что касается нефти, то, несмотря на предоставляемые скидки, значительных закупок у России за пределами Китая, Индии и Турции не произошло. Дальнейшее изменение торговых маршрутов должно помочь ослабить давление, но нехватка танкеров вызывает серьезную озабоченность, особенно судов ледового класса, которым необходимо разгружаться в балтийских портах зимой.

Ожидается ужесточение конкуренции за баррели дизтоплива нероссийского происхождения, поскольку странам ЕС придется торговаться за партии из США, Ближнего Востока и Индии в отрыве от своих традиционных покупателей. Увеличение мощностей НПЗ в конечном итоге поможет ослабить напряженность в отношении дизельного топлива. Однако до тех пор, если цены поднимутся слишком высоко, дальнейшее разрушение спроса может оказаться неизбежным, чтобы устранить рыночные диспропорции, заключают эксперты из IEA.

Новости от 12 декабря 2024 г.