В торгово-промышленной палате обсудили роль внутреннего водного транспорта в обеспечении связанности территорий

За счет создания перегрузочных комплексов объем перевалки в речных портах планируется увеличить на 20% к 2027 году. Об этом заявил заместитель министра транспорта Александр Пошивай в рамках заседания, посвященного вопросам развития транспортной системы в сегменте речного транспорта, прошедшего в Торгово-промышленной палате. Об этом сообщает пресс-служба Минтранса России.
«Прорабатывается вопрос создания перегрузочного комплекса в речном порту Джалинда в Амурской области. Он необходим для развития регулярного речного судоходства между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», — говорится в сообщении.
В Торгово-промышленной палате прошло заседание Комитета по транспорту, посвященное вопросам развития транспортной системы в сегменте речного транспорта. Его провел председатель Комитета, генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих.
Александр Пошивай заявил, что выделенное дополнительное финансирование на выполнение государственных заданий по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений за 2025 год уже доведено до Росморречфлота.
Также он напомнил, что с 2020 года увеличены качественные параметры внутренних водных путей протяженностью более 9 тыс. км. Свыше 6,5 тыс. км входят в состав Единой глубоководной системы европейской части России, еще почти 28 тыс. км расположено в районах Крайнего Севера, где водный транспорт играет жизненно важную роль, осуществляя основные объемы перевозок грузов и пассажиров. Запланированный объем северного завоза социально-значимых грузов в навигацию 2024 года полностью выполнен.
Отмечается, что в июне текущего года при участии представителей комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, судоходных компаний и отраслевых ассоциаций принято решение о создании рабочей группы по формированию мер восстановления грузовых перевозок речным транспортом.
Минтрансом России в рамках деятельности профильной рабочей группы утвержден план мероприятий по переориентации перевозки грузов с железнодорожного на внутренний водный транспорт на параллельных маршрутах. Росморречфлотом организована работа по созданию современных перегрузочных «хабов», в том числе на базе действующих речных портов и строительству новых в отдельных субъектах.
Совместно с заинтересованными регионами созданы рабочие группы и сформированы «дорожные карты» по реализации данных задач (Республика Татарстан, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Московская, Омская и Амурская области). Продолжается работа с другими субъектами, заинтересованными в развитии перевозок и транспортно-логистических центров.
Из Свияжского мультимодального логистического центра, расположенного в Татарстане, совершена первая отправка судна с зерном в порт Высоцк на Балтике. В Республике Саха (Якутия) продолжается развитие нового транспортно-логистического комплекса, созданного на базе грузового терминала, расположенного на железнодорожной станции Нижний Бестях. Данная работа позволит соединить речной причал с железнодорожной магистралью и автомобильной трассой.
Александр Пошивай поделился информацией о реализации проекта «Речные магистрали», разработанного по поручению президента России. Проект призван повысить транспортную доступность регионов Приволжского федерального округа, разгрузить автомобильные и железные дороги, придать импульс развитию туризма, привести к созданию новых рабочих мест, загрузить верфи и промышленность.
По итогам прошлого года определены 12 субсидируемых маршрутов в Нижегородской области, Республике Татарстан и Чувашской Республике. Запущена система продажи билетов с использованием информационного ресурса «единый билет». Российским организациям доведены субсидии из федерального бюджета в объеме 45,6 млн рублей в целях возмещения расходов на перевозки на скоростных межрегиональных маршрутах по Волге. На 2025 год объем выделенного финансирования составил 150 млн рублей. Это позволит расширить географию перевозок маршрутами из Нижегородской в Ярославскую область и перевезти порядка 52 тыс. пассажиров.
Проводится работа по ликвидации лимитирующих участков и обеспечению гарантированных глубин судовых ходов. Ведется строительство Багаевского гидроузла на Дону и реконструкция Городецкого гидроузла на Волге. Это позволит обеспечить проход судов с осадкой 3,6 м на всем протяжении Единой глубоководной системы и увеличить пропускную способность внутренних водных путей.