• 14 сентября 2022 17:26

    Научно-инженерный кластер СГУВТ разработал технологию сверхзвукового воздушно-плазменного напыления покрытий

    Технология используется для защиты поверхности деталей и узлов от внешнего воздействия высокой температуры и агрессивных сред

    Научно-инженерный кластер Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ) вывел на рынок технологию сверхзвукового воздушно-плазменного напыления покрытий, не имеющую аналогов в мире по совокупности ряда важнейших параметров, сообщила пресс-служба Росморречфлота.

    «Можно с уверенностью утверждать, что технология, используемая для защиты поверхности деталей и узлов от внешнего воздействия высокой температуры и агрессивных сред, разработанная совместно с Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича и ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» — уникальная и прорывная», — отмечается в сообщении.

    Основное отличие разработки от зарубежных методов заключается в использовании вместо инертных газов чистого воздуха. Кроме того, сверхзвуковой плазменный поток (HV-APS) отличается от традиционного (APS) высокой скоростью и низкой температурой, что позволяет получать качественные покрытия на основе металлических материалов. Пористость таких покрытий составляет менее 1%, а адгезионная прочность — выше 80 МПа. Разработка обладает рядом других преимуществ, одним из которых является минимальное окисление частиц. Более того, сверхзвуковой поток может быть использован для «горячей» абразивноструйной обработки деталей. Высокая температура плазменных потоков (3000-12000 К) позволяет наносить покрытия из наиболее тугоплавких материалов, а толщина покрытий может варьироваться от десятков микрометров до нескольких миллиметров.

    Технология позволяет получать покрытия самого широкого спектра свойств: износостойкие (истирание, эрозия, фреттинг, кавитация), обеспечивать коррозионную, химическую и тепловую защиту, электроизоляцию и электропроводность, антифрикционные качества, эффективность прирабатываемых уплотнений и т.д. Еще одной особенностью технологии является широкий выбор материалов напыления – это различные металлы и сплавы, оксиды, карбиды, металлокерамика, композиты и др.
    Технология, применяющаяся для восстановления геометрии, упрочнения и защиты рабочих поверхностей деталей различных машин, механизмов и конструкций востребована уже далеко за пределами отрасли водного транспорта. Превосходной заменой гальваническому покрытию, например, в нефтегазовой отрасли является карбидное покрытие WC/CoCr высокой твердости и плотности, которое характеризуется отсутствием микротрещин, защитой от гидроабразивного и коррозионного износа при воздействии буровой жидкости, а также повышает срок службы деталей  до 4-8 раз по сравнению с традиционным хромированием.

    Также неоспоримыми преимуществами разработанной технологии являются низкая себестоимость нанесения покрытий (требуется только электроэнергия для работы плазменной установки и компрессора) и высокая производительность процесса (до 30 кг/час).

    Во всех собственных научных разработках для ученых СГУВТ главным условием остается использование именно отечественных деталей, расходников и технологий. В настоящее время в рамках исследовательской деятельности по данному направлению спроектирована и изготовлена установка плазменного напыления «Термоплазма 50-03», не имеющая аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом по ряду показателей.  При сборке данного аппарата используются только материалы и детали отечественного производства, также, как и в процессе его работы применяются порошки, изготовленные в России. Разработанная установка защищена патентом и готова к широкому производству.

    Исследования ученых Сибирского государственного университета водного транспорта совместно со специалистами Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича Сибирского отделения РАН в данном направлении продолжаются и являются весьма перспективными. Сибирским государственным университетом водного транспорта на данные разработки получен государственный заказ.

    Безусловным достоинством установки можно считать ее мобильность и возможность работы, в том числе, в условиях Крайнего Севера. Эксперты считают этот аспект значительным плюсом технологии для ее практического внедрения в энергетической, производственной, транспортной системах страны на долгую перспективу и, возможно, точечного использования установки в самом ближайшем будущем, например, для ряда проектов в акватории Северного морского пути (СМП).

    Проректор по научной работе СГУВТ, доктор технических наук, профессор Борис Палагушкин рассказывает: «Сегодня уже ведутся поставки нашего плазменного оборудования в ряд высокотехнологичных концернов оборонно-промышленного комплекса, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «С 7 Космические транспортные системы», ОАО «ЦНИИ Материалов» (Корпорация «УралВагонЗавод») и ряд других организаций».

    «Мы предлагаем заказчику не только плазменное напыление покрытий на детали, но и поставку полнокомплектного плазменного оборудования, а также проектирование и практическую (производственную) отработку технологических процессов плазменного напыления покрытий под задачи заказчика, включая обучение специалистов. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация позволила многим производителям и бизнесменам увидеть внутренний российский рынок  и обнаружить, что в нашей стране есть множество замечательных научных разработок и талантливых ученых. Думаю, что такая переориентация принесет российской экономике большой позитивный эффект с прорывами во многих отраслях деятельности», — подчеркнул проректор СГУВТ.




31 января 2023

13:52 Олекминский судоходный участок ЛОРП отремонтирует 20 единиц флота
13:33 В Волгоградской области продолжается реконструкция трех шлюзов Волго-Донского судоходного канала
13:15 На КЗС проводится маневрирование затвором судопропускного сооружения С-2
12:53 Операция по спасению рефрижераторного судна Amber Baltic идет в Охотском море
12:34 АСЗ дополнительно разместит обыкновенные акции на 30 млрд рублей по закрытой подписке
12:12 Индекс бункерных цен в основных портах продолжает расти – Ship&Bunker
11:49 Приглашаем принять участие в дискуссии «Экономическая эффективность при выборе технологий ремонта ГТС»
11:32 В Москве проведут капитальный ремонт причала «Сетунь»
11:12 В Самарской области планируют закупить пассажирские теплоходы на СПГ «Чайка»
10:50 Губернатор Санкт-Петербурга подписал закон о «налоговом кэшбеке» для стивидорных компаний
10:31 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки 30-31 января составило 24 ед.
10:13 Импорт контейнеров из Китая через Шушарский таможенный пост в Санкт-Петербурге вырос в 15 раз в 2022 году
09:52 На Камчатке ФГУП «Нацрыбресурс» оштрафовано на 150 тыс. рублей за нарушения экологического законодательства
09:33 Через Керченскую переправу к 31 января перевезено 76,1 тыс. пассажиров и 57,8 тыс. автомобилей
09:17 Движение судов в проливе Босфор приостановлено из-за густого тумана
08:56 Филиал «Двинарегионводхоз» проведет аукцион на ледокольные работы на затороопасных участках Северной Двина
08:43 ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова провел первый в 2023 году День открытых дверей
08:22 В Сочи 22-23 марта состоится конференция «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений»
08:00 Утвержден порядок исполнения указа президента об ответных мерах на введение потолка цен на нефть

30 января 2023

19:00 На контейнерном терминале Baltic Hub (Гданьск) в 2022 году обработано более 2 млн TEU
18:44 ABS одобрило концепцию плавучей системы для перевозки крупнейших в мире турбин
18:29 США поставили патрульное судно в Бенин и оборудовали базу для борьбы с пиратством
18:16 В 5-м турнире Кубка Балтийского моря по мини-футболу сезона 2022‒2023 годов победила команда «НОВАТЭК‒Усть-Луга»
17:57 Объем мультимодальных перевозок через китайский порт Нинбо-Чжоушан в 2022 году вырос на 20% — до 1,45 млн TEU
17:36 «Норникель» предоставит Красноярскому речному порту заем в 940 млн рублей
17:14 Севмаш выполняет сервисное обслуживание АПЛ 4-го поколения
16:54 Экспорт зерна из Приморья в страны АТР вырос на 46% в январе 2023 года
16:36 Строительство шести новых портов ведется в Приморском крае ‒ губернатор
16:17 ВАРПЭ предлагает включить в перечень для налогового стимулирования продукцию глубокой переработки из лососевых
15:55 Фрегат «Маршал Шапошников» ТОФ выполнит учебные артиллерийские стрельбы в заливе Петра Великого
15:37 Порт Гамбург вместе с партнерами исследует возможность перевода маневровых локомотивов на водородное топливо
15:18 «Северсталь» за 2022 год увеличила объем реализации по партнерской схеме в 2,5 раза — до 48 тыс. тонн металлопроката
14:54 Ученые США разработали винты тороидальной формы для снижения шума и потребления топлива
14:32 Паром «Адмирал Лазарев» вышел на линию Артбухта — Северная (Севастополь) после ремонта
14:15 Для СПГ-завода в Усть-Луге «Русхимальянса» могут закупить российские турбины вместо японских — СМИ
13:57 Проектная документация по переносу Ростовского порта в левобережную зону города будет разработана к августу
13:35 Из портов Украины в рамках «зернового соглашения» за неделю вывезено 664 тыс. тонн продовольствия
13:17 На строительстве яхтенной марины в Геленджике завершены основные работы на пяти причалах
12:53 ГК «СММ» изготовила и передала ООО «Терминал морской рыбный порт» (Санкт-Петербург) портальный кран «Витязь»
12:34 Новый резидент ТОР «Камчатка» вложит 6 млрд рублей в перегрузочный комплекс в бухте Бечевинская для перевалки СПГ
12:12 Судно Fatih турецкой госкорпорации приступило к бурению новой поисковой скважины на участке Amasra-2 в Черном море
11:51 Новая транспортно-логистическая цепочка протестирована с участием инфраструктуры АО «ММТП»
11:32 На линии Ванино-Холмск на два месяца останутся два парома
11:16 «Адмиралтейские верфи» завершили доковые работы на БМРТ «Механик Маслак»
10:48 Россия не согласовала проведение консультаций по рыбному промыслу Японии в российских водах у Южных Курил — МИД РФ
10:29 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки 29-30 января составило 21 ед.
10:11 Рыбодобывающей компании грозит штраф за невозврат 13 млн рублей валютной выручки от экспорта краба с Сахалина в Японию
09:52 Через Керченскую переправу к 30 января перевезено 75,3 тыс. пассажиров и 57,2 тыс. автомобилей
09:34 Загрузка рыбных холодильников в Приморье снизилась до 42%
09:17 Опубликован проект приказа об установлении ставок корабельного сбора за услуги, оказываемые АМП Сахалина, Курил и Камчатки
08:54 «Корпорация развития Камчатского края» ищет исполнителя капитального ремонта причала
08:41 ПСЗ «Янтарь» проводит масштабную модернизацию производства
08:23 Второй спасатель-буксир Росрыболовства будет обеспечивать безопасность промысла в ходе Охотоморской экспедиции
08:00 РЖД в 2023 году направят 7,5 млрд рублей на развитие пунктов пропуска и тыловых терминалов

29 января 2023

14:08 В США почти 83% НПЗ нарушают допустимые пределы загрязнений сбрасываемых вод
13:50 Через Керченскую переправу к 29 января перевезено 74,3 тыс. пассажиров и 56,3 тыс. автомобилей
13:42 Великобритания приобрела судно для защиты подводного оптоволокна и силовых кабелей
13:15 В египетский порт Сафага прибыло судно с 63 тыс. тонн российского зерна
12:45 Суд отказал Генеральной прокуратуре РФ во вступлении в дело ДВМП
12:00 Пропускную способность первой очереди грузинского порта Анаклия оценили в 7,8 млн тонн в год