• 27 июня 2022 11:17

    Ученые МГУ исследуют более 100 тыс. кв. км акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока будут выполнены по заказу ООО «Газпром недра»

    Ученые географического факультета МГУ и специалисты по экологической безопасности исследуют более 100 тыс. кв. км акватории Баренцева, Карского и Охотского морей в июле и августе 2022 года. Исследователи отберут более 1000 проб морских вод и донных отложений, изучат состояние атмосферного воздуха, оценят условия жизни рыб, морских млекопитающих и птиц. Об этом сообщила пресс-служба географического факультета МГУ.

    Работы по комплексному изучению экологической безопасности морей Арктики и Дальнего Востока географы МГУ выполнят по заказу дочернего общества ПАО «Газпром» — ООО «Газпром недра».

    Отмечается, что наблюдение за состоянием окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов проводится в нашей стране ежегодно. Но впервые главным исполнителем таких масштабных работ является научно-образовательная организация — крупнейший в России коллектив географов, океанологов, гидробиологов.

    Трехлетний проект по экологическому мониторингу (2021-2023 гг.) позволит оценить в динамике состояние акваторий Баренцева, Карского и Охотского морей на тех участках, где освоение природных ресурсов уже ведется или планируется. Полученные результаты помогут разработать превентивные меры для обеспечения экологической безопасности и бережного освоения человеком северных и дальневосточных регионов.

    В 2021 году в ходе морских рейсов географы МГУ совместно с коллегами уже получили более 800 проб воды, донных отложений, атмосферного воздуха, провели метеорологические, гидрофизические, гидрохимические исследования. В частности, они оценили содержание в морских водах тяжелых металлов. При этом пробы воды отбирались с четырех горизонтов.

    Лабораторные исследования проб, полученных в прошлом году, не выявили превышения нормативов ни по одному показателю. В 2022 году географы МГУ продолжат исследовать акватории Баренцева, Карского и Охотского морей.

    «Участие в таком масштабном проекте является действенным фактором развития научно-образовательной деятельности географического факультета. Теперь наши ученые и студенты могут работать в таких крупных производственных проектах, совершенствуя свои знания и навыки. Появился доступ к большому массиву актуальных данных о состоянии акваторий и атмосферы, которые могут быть использованы в дипломных и диссертационных работах. Кроме того, мы получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональным откликом природной среды на глобальное потепление и хозяйственным освоением территорий», — сказал декан географического факультета МГУ, академик РАН Сергей Добролюбов.

    В этом году также планируются три рейса: единый рейс по глубоководным участкам Баренцева и Карского морей на судне, обследование мелководных участков Тазовской и Байдарацкой губы, рейс по лицензионным участкам Охотского с судна. В экспедиционных рейсах примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ, профильных институтов РАН и ВНИРО.

    «Главным экологическим ограничением деятельности в морских акваториях является наличие особо охраняемых природных территорий. Одновременно освоение и разведка Арктического региона в целом и шельфа в частности является перспективной задачей для нашей страны. При этом физико-экологические условия здесь весьма специфичны. Комплексный подход к обеспечению экобезопасности и бережному освоению природных ресурсов Арктики был, есть и останется одной из приоритетных задач», — уверен координатор проекта от географического факультета МГУ Владимир Слободян.

    Баренцево море расположено на стыке Европы и России, что способствует активному судоходству в регионе. Кроме того, эта акватория неоднократно становилась ареной боевых действий. Результатом этого является большое количество загрязняющих веществ, поступающих как при движении судов, так и в результате разрушений затонувших или затопленных объектов. Баренцево море обладает уникальной системой течений, которые участвуют в глобальной системе Гольфстрим. Это способствует трансграничному переносу загрязняющих веществ. Акватория является районом активной рыбной ловли и добычи беспозвоночных. Все это обуславливают необходимость проведения обширных исследований течений и потоков переноса загрязняющих веществ, а также более детальных ихтиологических исследований.

    В акватории Карского моря проходит значительный отрезок Северного морского пути. Также море подвержено воздействию речных сточных вод. Свои воды сюда несут реки Енисей и Обь, которые подвержены активному воздействию вследствие наличия масштабных горнодобывающих и промышленных комплексов на прибрежных территориях. Специфика суровых природных условий Карского моря не позволяет формироваться значительным биомассам промысловых запасов рыб. Однако здесь есть благоприятные условия для некоторых арктических видов гидробионтов. Например, в 2013 году в Карском море были обнаружены значительные запасы сайки, небольшие скопления мойвы, камбалы, ерша, синекорого палтуса и краба-стригуна опилио. Одной из характерных особенностей Карского моря является возрастание солености поверхностных вод с востока на запад.

    В Охотском море работы по экомониторингу в 2022 году пройдут в акватории западной Камчатки и восточной акватории Сахалина. Эти участки очень ценны в рыбохозяйственном отношении. Здесь воспроизводятся и нагуливаются молоди наиболее важных промысловых видов минтая, камбал, трески, палтусов, обитают крупнейшие стада нерки, горбуши, лосося, кеты, кижуча и чавычи. Акватория западной Камчатки является местом обитания видов китов, занесенных в Красную книгу РФ: финвалов, сейвалов, Северных гладких и Гренландских китов. Актуальной экологической проблемой для акватории Охотского моря является загрязнение вод. Это обусловлено двумя аспектами. Первый, связан с наличием в регионе значительной концентрации морских рыбопромысловых и транспортных судов, что приводит к повышению в водах концентраций нефтепродуктов. Второй связан с поступлением в акваторию речных сточных вод, несущих следы антропогенного воздействия с побережья.




10 августа 2022

16:12 Глубина в границах Азово-Донского ФБУ с 11 по 20 июля 2022 года прогнозируется на уровне от 175 до 400 см
15:51 Армения планирует в августе запустить паромное сообщение из порта Поти в порт Кавказ
15:32 Минтранс России предложил субсидировать перевозки на скоростных катамаранах в Азово-Черноморском бассейне
15:15 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-июль 2022 года вырос на 16,8% — до 4,43 млн тонн
14:52 СРЗ «Нерпа» изготовил очередную партию рыбопромысловой оснастки
14:35 Таймырская топливная компания до октября 2022 года завезет в Норильск более 100 тыс. тонн топлива
14:13 Флот ЛОРП с начала навигации отправил 832 тыс. тонн грузов ‒ на 7% больше показателя годом ранее
13:52 ЮжНИИМФ считает невозможным обеспечить прорывной рост в судостроении в текущих условиях
13:36 ВСК планирует расширить железнодорожный фронт выгрузки двух причалов
13:18 Находкинский МТП завершил погрузку на судно оборудования для АЭС «Руппур»
12:56 Теплоход СРП доставит генеральный груз из Архангельска на Зеленый Мыс в Енисейском заливе
12:34 Морская администрация Туркменистана на 5 лет продлила признание РС
12:13 Акваторию Волги в Волгоградской области очистили от полузатопленных теплоходов
11:53 Конверсия судна для перехода на СПГ предпочтительней варианта «скруббер-мазут» — SEA-LNG
11:34 Салехардский речной порт построит плавучий причал длиной 250 метров
11:17 В Мурманском МТП прошли производственную практику 30 студентов из российских вузов
10:59 Десятый малый ракетный корабль проекта 21631 «Град» отправлен на базу в Кронштадт для ходовых испытаний
10:48 Для Камчатки разработают комплексный план модернизации судоремонта
10:27 Грузопассажирский паром между портами дальневосточных регионов запустят в 2023 году
10:15 Мировые бункерные цены 10 августа будут меняться разнонаправленно без выраженного тренда ‒ аналитики MABUX
09:54 Ярославский «Паритет-Центр» намерен втрое увеличить объемы производства электрокатамаранов
09:33 В Петербурге осужден за взятки экс-начальник таможенного поста «Лесной порт» Балтийской таможни
09:14 Цены на нефть снижаются на перспективах возобновления поставок из Ирана
08:56 План по завозу угля в населенные пункты НАО выполнен на 77%, дизтоплива — на 88%
08:42 «Северсталь» поставила 1,8 тыс. тонн трубошпунта для реконструкции набережной в Саратове
08:24 Утверждены правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений
08:00 Из украинских портов с 1 августа вышли 12 судов с 375,13 тыс. тонн продовольствия — Минобороны России

9 августа 2022

19:00 Новое турецкое буровое судно «Абдулхамид Хан» вышло в море для разведки газа
18:44 LNGNews выступает информационным партнером VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы»
18:32 Росморпорт использовал БПВА для промерных работ на строящемся морском терминале в Пионерском
18:16 Sitronics начала тестировать данные с группировки спутников АИС для обеспечения безопасной навигации в Мировом океане
17:55 Росприроднадзор обследует акваторию Волги в местах расположения наиболее вероятных источников загрязнения
17:41 Погрузка на КбшЖД за семь месяцев 2022 года снизилась на 1,5% — до 36,9 млн тонн
17:19 Вылов лососей на Дальнем Восток достиг 156 тыс. тонн
16:55 Потерявший пиломатериалы теплоход вернулся в порт для закрепления оставшегося груза и подсчета урона ‒ Росприроднадзор
16:37 Служба спасения Якутии завершила сбор нефтепродуктов в акватории Лены
16:16 «Нефтефлот» сдал первую пару промерных судов проекта RDB 66.62 для речных бассейнов
15:58 Сухопутный транзит в Калининград могут полностью заменить 22 судна — губернатор
15:37 Грузооборот Мурманского рыбпорта за семь месяцев 2022 года вырос на 40% — до 181 тыс. тонн
15:21 Контейнерные перевозки на ОЖД за семь месяцев 2022 года выросли на 5,6% — до 195,8 тыс. TEU
14:59 NYK модернизирует свой буксир Sakigake на СПГ для использования аммиачного топлива
14:42 Китай начал строительство второго круизного лайнера
14:07 Потребность в специалистах для работы в Арктике оценивается в 20-25 тыс. человек
13:46 На Северном флоте прошла проверка взрыво-пожаробезопасности стоянки кораблей
13:22 Контейнерные перевозки на ЮУЖД за семь месяцев 2022 года выросли на 16,4% — до 324,2 тыс. TEU
12:56 Участок Горьковского водохранилища на Волге освободят от самовольно установленного причала
12:34 Стоимость реконструкции Волховского шлюза в Ленобласти оценивается в 2,7 млрд рублей
12:14 Перевозки контейнеров по Дальневосточной железной дороге в январе-июле 2022 года увеличились на 10%
11:53 На экскурсионно-прогулочных маршрутах по Москве-реке с начала навигации перевезены 703 тыс. человек
11:31 Контейнерные перевозки на КбшЖД за семь месяцев 2022 года выросли на 7,4% — до 107,7 тыс. TEU
11:12 Камчатское предприятие заплатит 300 тыс. руб. за сброс сточных вод с рыболовного судна
10:59 Exmar продаст Eni плавучую установку для сжижения газа
10:43 ПНТ представил модель оптимизации логистики нефтяного терминала
10:32 Перевозки контейнеров по сетям РЖД внутри страны в январе-июле 2022 года выросли на 4,6%
10:13 Мировой бункерный рынок по-прежнему находится в ожидании устойчивого тренда ‒ аналитики MABUX
09:54 В Приморском крае прокуратура начала проверку по факту падения палубного груза с теплохода
09:32 Из украинского порта Черноморск вышли два судна с зерном
09:16 Цены на нефть растут на фоне восстановления мировой экономики
08:56 «Порт Ванино» возводит очистные сооружения производственного назначения
08:44 «Нониус Инжиниринг» осуществил успешное импортозамещение в сфере дноуглубительного оборудования