На этой неделе была опубликована Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года, с текстом которой можно ознакомиться на нашем сайте.
Порты
В сфере регулирования следует отметить предложение Минтранса России внести поправку в федеральный закон «О морских портах в РФ» (в статью 31), согласно которой операторы морских терминалов будут обязаны в приоритетном порядке обрабатывать социально значимые грузы.
Наиболее ответственные стивидорные компании продолжают инвестировать в экологическую защиту: «Ростерминалуголь» начал возведение ветро-пылезащитного ограждения по периметру склада.
Растут объемы перевалки через порты Южного бассейна. Так, отгрузка нефти через морской терминал КТК за 11 месяцев 2021 года выросла на 0,7%, а общий грузооборот порта Азов за 11 месяцев 2021 года увеличился на 1%.
Говоря о новостях по новым портовым проектам следует отметить, что они, в основном, касаются проектов в Арктическом бассейне. Так, грузооборот проекта «Северная звезда» (Таймыр) с 2026 года, по планам, превысит 7 млн тонн в год, а объем перевозок через новый порт Кемь (Карелия) оценивается в 1 млн тонн в год. В порту «Лавна» планируется создать контейнерный терминал, который после полного развития мог бы обеспечить порядка 3,5 млн TEUs годового грузооборота. Возведение ледозащитных сооружений терминала «Утренний» проекта «Арктик СПГ 2» планируется завершить в 2022 году.
В Балтийском бассейне «Газпром» готовится к запуску СПГ-терминала «КС Портовая» в Ленинградской области.
Судоходство и бункеровка
Передовые стивидорные компании России в инициативном порядке стремятся предоставить экологическим судам определенные преференции. Так, ММПК «Бронка» предоставит скидку в 10% на обслуживание судов с главными силовыми установками на СПГ и гибридными установками. Скидка будет предоставляться с 1 января 2022 года.
Судоходные компании мира, между тем, активно занимаются внедрением альтернативных видов топлива. Судоходная компания “K” Line испытала биотопливо на судне-автомобилевозе, а CMA CGM и Shell выполнили пробную бункеровку экспериментальным топливом в порту Роттердам.
Говоря о ставках контейнерного фрахта следует отметить, что по оценкам аналитиков, о стабильной тенденции на их снижение пока говорить рано.
Судостроение
В части судостроения следует выделить заявления от госкорпорации «Росатом» и Минвостокразвития о необходимости строительства новых ледоколов. Так, в «Росатоме» говорят о строительстве еще двух атомных ледоколов ЛК-60, без которых обеспечить стабильную круглогодичную навигацию по Севморпути будет невозможно. Кроме того, нужно построить ледоколы на СПГ для технических работ в Обской губе и Енисейском заливе, причем Росатом готов инвестировать в их строительство и не исключает возможности привлечения для этого иностранных подрядчиков. Между тем было объявлено, что серийный атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь» в первой декаде января 2022 года выйдет в Карское море.
Кроме того, для устойчивого освоения СМП в 2021-2028 годах за счет бюджета будет построено 18 единиц вспомогательного и технического флота.
Среди других судостроительных новостей следует выделить: спуск на воду траулера-процессора проекта КМТ01 «Карское море» на ВСЗ, спуск на воду «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» четвертого судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» для Чувашии.
Гидротехника и дноуглубление
По проекту реконструкции шлюзов Городецкого гидроузла наконец-то определен подрядчик, которым станет «Монолитное строительное управление-1», ставшее единственным поставщиком с ценой контракта в 21,77 млрд руб.
В сегменте дноуглубления выделяется оценка ФГУП «Гидрографическое предприятие» по объемам ремонтного землечерпания в Обской губе, которое будет составлять порядка 5 млн куб. м в год, начиная с 2023 года.
Между тем, объем дноуглубления в Азово-Донском бассейне ВВП в 2021 году составил 1,59 млн куб. м.
Если же говорить о капитальном дноуглублении, то в рамках второго этапа реконструкции Морского канала в порту Сабетта в 2022 году планируется извлечь около 13 млн куб. м грунта.
В части законодательства следует отметить, что Совет Федерации одобрил присоединение России к Найробийской конвенции об удалении затонувших судов 2007 года.
Добавим, проведение V международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» запланировано ИАА «ПортНьюс» в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации на 16-17 февраля 2022 года >>>>