№4 (ноябрь 2023)   |   Портовый сервис

Бункерный рынок России: за ценой не постоим

Цены на бункерное топливо как на мировом, так и на российском рынках в целом следуют за нефтяными: если в начале года они снижались, то с конца июня начали активно расти. В России в текущем году существенное влияние на ценообразование оказывали также спрос на судовое топливо в том или ином бассейне и его наличие в портах в достаточных объемах.

С начала текущего года стоимость бункерного топлива на мировом и внутрироссийском рынках вслед за нефтяными ценами снижалась вплоть до конца июня, с кратковременными «отскоками» в феврале и апреле 2023 года. Однако летом глобальный тренд сменился — ​нефть начала дорожать. С конца июня по 20 октября цены на нефть марки Brent в мире выросли более чем на 26%. Соответственно, произошло изменение и стоимости наиболее востребованных видов топлива в крупнейших бункерных хабах мира и России. При этом, помимо общемировых трендов, на ценообразование топлива в отечественных портах заметное влияние оказывали спрос и наличие необходимых объемов для его удовлетворения. Поэтому цены на основные виды топлива в различных бассейнах страны менялись по-разному.

 Северо-Запад

Стоимость судового топлива в портах Северо-Западного бассейна в течение года оставалась стабильной до начала августа 2023 года, за исключением цен на тяжелое топливо, которые начали рост весной. В первой декаде августа произошел резкий скачок цен, особенно на VLSFO и обычный мазут. Рост с некоторым запозданием повторил ослабление рубля, ускорившееся с конца июля, а также рост цен на нефть в мире. При этом стоимость более дорогих видов топлива — ​MGO и ULSFO менялась плавно, что объясняется меньшим спросом.

С конца июня по 19 октября цена на топливо VLSFO в порту Усть-Луга возросла примерно на треть — ​до $575 за тонну, на топливо MGO — ​на четверть, до $775 за тонну. В порту Роттердам за тот же период цена на VLSFO увеличилась на 30% — ​до $695 за тонну, на MGO — ​на 28%, до $912 за тонну.