№4 (ноябрь 2023)   |   Акцент

Пробивая инфраструктурный лед

Севморпуть имеет большие перспективы, но для их реализации предстоит еще многое сделать: построить ледокольный и транспортный флот, провести дноуглубление, обеспечить энергоснабжением удаленные районы и с нуля построить добывающую и транспортную инфраструктуру.

Транспортный флот

В соответствии с планами круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП) планируется обеспечить уже в 2024 году. Однако это не значит, что арктическую трассу ждет взрывной рост грузопотока в самое ближайшее время: ледокольную группировку, как и транспортный флот, еще придется серьезно нарастить. По данным Росатома, уже в 2024 году для обеспечения работы крупнейших проектов в Арктике понадобятся 57 грузовых судов с учетом действующих. В частности, для проектов «НОВАТЭКа» потребуется увеличить количество судов на 16 единиц — ​до 33, для проекта «Северная звезда» компании АЕОН будут необходимы девять балкеров, еще два танкера потребуются для проекта «Восток Ойл».

Если же говорить о горизонте до 2030 года, то по мнению руководителя дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслава Рукши, выступившего на I Гидрографической конференции в Санкт-Петербурге, только для ключевых арктических проектов и каботажных перевозок по СМП дополнительно к имеющимся и строящимся судам потребуется 97 единиц грузового флота с учетом того, что в 2023 году грузоперевозки для работы ключевых арктических проектов выполняют 30 судов (17 газовозов и танкеров обеспечивают проекты компании «НОВАТЭК», семь танкеров — ​проект «Новый Порт» компании «Газпром нефть», шесть танкеров и контейнеровозов работают для нужд компании «Норникель»), и идет строительство 33 единиц. Таким образом, в общей сложности к указанному сроку на СМП должны работать минимум 160 судов.