№4 (ноябрь 2023)   |   Логистика

Контейнерный ренессанс

Уход ведущих европейских и некоторых азиатских судоходных компаний с российского контейнерного рынка открыл пространство для других игроков, в том числе отечественных, которые воспользовались новыми возможностями и запустили сервисы в России. В 2023 году процесс продолжился и перешел в качественно новую фазу, более структурированную и менее хаотичную.

Экономическая география следует за политикой

Разделение внешнеторговых партнеров на дружественные и недружественные страны определяет выбор логистических маршрутов, которые будут активно развиваться в краткосрочной перспективе, и компаний-перевозчиков, чьи суда заходят в российские порты или участвуют в освоении маршрутов с точки зрения портовой инфраструктуры. В последние полтора года фокус отечественной торговли сместился на страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока — ​Китай, Индию, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турцию, Вьетнам, Шри-Ланку.

Пространство для маневров появилось не только с точки зрения коммерческой привлекательности. Толчок к развитию получили проекты, которые раньше, порой годами, только обсуждались, а теперь претворяются в жизнь. Геополитические события встряхнули отрасль в первой половине 2022 года, и она, переосмыслив многие темы, стала более гибкой и открытой к свежим идеям. Это касается, например, перевозок по Северному морскому пути и прямых линий, без трансшипмента в европейских гаванях, между Россией и Китаем.

Северные широты не страшны

Лето нынешнего года ознаменовалось событием, которое можно назвать прорывом в контейнерной логистике. Китайская компания NewNew Shipping Line запустила регулярный сервис между портами Циндао, Тяньцзинь и Шанхай в Поднебесной и Санкт-Петербургом, Калининградом и Архангельском в России по Северному морскому пути (СМП). Четыре судна ледового класса вместимостью 1600 TEU в весенне-осеннюю навигацию проходят по чистой воде российских арктических морей за 25–28 суток в одну сторону, что в полтора раза быстрее, нежели традиционным путем — ​через Суэцкий канал.

Экспериментальные рейсы показали рентабельность и коммерческую привлекательность, признали спустя два месяца после начала операций представители китайской компании. Они готовы поставить на линию в 2024 году еще 8–10 контейнеровозов.