• 11 апреля 2008

    Порт без границ

    На этой неделе в Петербурге прошло совместное заседание Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. Основным вопросом обсуждения стало утверждение границ морских портов, который значительно усложнился после вступления в силу Закона «О морских портах в Российской Федерации». Теперь для определения границ только географических координат недостаточно – требуется предоставление кадастровых планов участков, а также схем территориального планирования различных видов транспорта, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Чтобы не затягивать процесс на долгое время, предложено утверждать границы поэтапно, начав с внешних границ уже существующих портов.

    Трудности в работе

    В течение двух недель в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) проводятся совещания с представителями портов и регионов, где они расположены, с целью определить состояние процесса по утверждению границ порта. Нерешенность этого вопроса представляет серьезную проблему для функционирования портов. «Мы назначаем капитанов портов, а они получаются «короли без королевства», так как не определены границы их деятельности», - отмечает исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России Серик Жусупов. «Без определения границ порта невозможно не только определить полномочия деятельности Морской администрации порта, но и открыть пункт пропуска через государственную границу», - дополняет председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Администрации Санкт-Петербурга Николай Асаул.

    Не ищем легких путей?

    Как рассказал в четверг в Петербурге заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Русу, до принятия закона о портах многими субъектами РФ, Министерством транспорта и портовиками была проделана большая работа по подготовке документов, необходимых для принятия Правительством РФ постановлений об утверждении границ. В частности, были определены географические координаты границ территории и акватории практически по всем портам. Однако с момента вступления в силу Федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», появилось много новых аспектов. В частности, в законе определено понятие «территории морского порта» - это «земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами…». Соответственно термин «земельный участок» отсылает к Земельному и Градостроительному кодексам, где указывается, что земельный участок должен пройти кадастровый учет, иметь кадастровый план и паспорт. «Позиция аппарата правительства такова, что географических координат для установления границ порта на сегодняшний день недостаточно, - подчеркивает Игорь Русу, - по каждому порту необходимо провести инвентаризацию именно с точки зрения кадастрового учета, идентифицировать все земельные участки, которые входят в территорию порта и, представив эту информацию, на основании всех данных кадастрового учета, определить границы порта».

    Однако и это еще не все. Аппарат правительства также считает, что к моменту утверждения границ порта Минтрансом должны быть разработаны и представлены на утверждение схемы территориального планирования расположения федеральных объектов транспорта – как морского, так и железнодорожного и остальных видов транспорта. К этому же моменту соответствующие субъекты РФ должны представить собственные схемы территориального планирования. И только после этого аппарат правительства считает возможным утверждение новых границ порта. При этом Игорь Русу отметил, что эта работа может продлиться достаточно долго, так как еще не во всех случаях есть требования и методики, которые определяли бы порядок составления схем территориального планирования. Поэтому в Росморречфлоте планируют внести ряд поправок в уже существующий закон.

    От внешнего к целому

    Новый порядок утверждения границ порта стал настоящей новостью для некоторых участников совещания. Например, Николай Асаул заявил, что впервые услышал о причинах задержки утверждения границ порта. «Наши границы полностью приведены в соответствие со сведениями Государственного земельного кадастра, Генерального плана Санкт-Петербурга, - сообщил он, - а увязка границ порта с принятием схем территориального планирования – это новый для нас подход, который не представляется очевидным».

    По словам Серика Жусупова Правительству РФ нужно принять порядка 10 постановлений и около 60 распоряжений относительно границ портов. Однако он отметил, что в законе, помимо порядка, изложенного Игорем Русу, существуют и переходные положения. В частности, для действующих портов под границами понимаются сложившиеся границы порта, т.е. те границы, которые опубликованы в обязательных постановлениях, которые утверждаются на уровне Минтранса. «Нам надо, во-первых, узаконить границы по тем портам, которые уже действуют, а для этого дать поручение Росморпорту и администрациям морских портов внести их и утвердить на уровне Минтранса», - заявил Серик Жусупов, подчеркнув, что параллельно необходимо выполнять работу о полноценном утверждении границ порта, в порядке, который требует аппарат правительства.

    Также последовательно предлагает решать вопрос и председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов. По его словам, сначала необходимо определить внешние географические границы порта, а уже потом разбираться с внутренними. Тем более, что часто на территории порта находятся объекты, не имеющие отношения к портовой деятельности. А при последовательных шагах есть возможность оставить часть проблемных вопросов на будущее, чтобы не мешать функционированию всей портовой системы. Кроме того, Вячеслав Попов предложил четко определить алгоритм последовательного решения задач, чтобы в результате его исполнения границы портов были утверждены полностью в соответствии с действующим законодательством.

    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен