Доля Европы снизилась до 5% в 2023 году
После вступления в силу санкций в отношении торговли нефтепродуктами из России в феврале 2023 года Бразилия и Саудовская Аравия заменили Францию и Германию в качестве стран, занимающих второе и третье места по импорту дизельного топлива, доставляемого морским транспортом. Первая строчка среди крупнейших импортеров в 2022 и в 2023 годах оставалась за Турцией. Об этом говорится в материалах на сайте управления по энергетической информации США (EIA).
Доля дизельного топлива в российском морском экспорте нефтепродуктов в 2023 году составила 40%, увеличившись на 8% — с 0,9 млн баррелей в сутки (б/с) в 2022 году до 1 млн б/с в 2023 году. Из этих экспортных поставок в 2023 году Бразилии досталось 13% (136 тыс. б/с), Саудовская Аравия получила 6% (61 тыс. б/с). Годом ранее доля каждой из этих стран составлял менее 1%. Турция, не являющаяся членом ЕС, в 2022 году получила 13% (122 тыс. б/с), в 2023 году — 31% (315 тыс. б/с). Четыре государства Африки: Ливия, Тунис, Марокко и Гана увеличили ежегодный импорт дизельного топлива морским транспортом из России более чем на 20 тыс. б/с. Для сравнения: Европа, за исключением Турции, получила 67% (626 тыс. б/с) российского морского экспорта дизтоплива в 2022 году и всего 5% (53 тыс. б/с) в 2023 году.
В феврале 2023 года страны G7, ЕС и Австралия запретили брокерскую деятельность, финансирование, доставку и страхование нефтепродуктов российского происхождения морскими судами, находящимися под их юрисдикцией, и установили ценовой потолок на нефтепродукты для других стран-импортеров. По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха, из-за этих мер доля российских поставок нефтепродуктов, принадлежащих или застрахованных странами ЕС или G7, снизилась с примерно 80% в 2022 году до 58% в 2023 году. Кроме того, доходы России от экспорта нефтепродуктов и других химикатов снизились на 14% — со $104 млрд до $89 млрд.
Действующее ценовое ограничение, которое вызвало повышение спроса в странах, не вводивших санкции, и перебои в работе НПЗ в начале 2024 года привели к сокращению поставок дизельного топлива и бензина на внутренний рынок России. Это в свою очередь стало причиной роста внутренних цен на топливо и вводившегося запрета на его экспорт, добавляется в материале.