Использование СПГ обеспечит соответствие танкеров «Совкомфлота» зеленой серии требованиям ИМО до 2032‒2039 годов
На ССК «Звезда» для СКФ строятся пять танкеров, рассчитанных на использование СПГ как основного топлива
Расчеты ПАО «Совкомфлот» на основе данных об эксплуатации серии зеленых танкеров (2018‒2021 годы) свидетельствуют, что использование сжиженного природного газа в качестве топлива позволяет обеспечить соответствие этих судов требованиям ИМО до 2032‒2039 годов (в зависимости от режима эксплуатации). Об этом рассказал генеральный директор – председатель правления «Совкомфлота» Игорь Тонковидов на VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», организованной медиа-группой «ПортНьюс».
Игорь Тонковидов представил доклад об актуальных тенденциях снижения углеродного следа в морских перевозках. По его словам, в 2024 году два танкера зеленой серии «Совкомфлота» будут переданы в тайм-чартер проекту «Сахалин-2» сроком на 10 лет. «Если оба судна будут использовать только СПГ-топливо, как планируется, то это позволит за 10 лет суммарно сократить выбросы CO2 примерно на 53 тыс. тонн, или на 29% по сравнению с обычными челночными танкерами «Афрамакс», выполняющими аналогичный объем перевозок по тем же маршрутам», – сообщил он.
В своем выступлении Игорь Тонковидов подчеркнул, что, несмотря на кардинальные изменения мирового энергорынка в 2021-2022 годах, необходимость последовательно снижать выбросы с судов в соответствии с требованиями конвенции МАРПОЛ остается одним из ключевых факторов планирования текущей и будущей экономики перевозок как для судовладельцев, так и для грузовладельцев. Хотя судоходная отрасль активно изучает возможность использования различных альтернативных видов топлива, оптимальным для достижения заданных ИМО на 2030 год целей решением по-прежнему остается СПГ-топливо – по сочетанию таких факторов как теплотворность, объем выбросов на единицу произведенной энергии, доступность на рынке самого топлива и технологий для его использования.
«Несмотря на энергетический кризис, технический прогресс никуда не денется. Желательно идти с ним в ногу или возглавлять его, это мое мнение как руководителя «Совкомфлота» и инженера по образованию. Мы эту работу не бросим, продолжим двигаться вперед», – сказал Игорь Тонковидов.
Руководитель «Совкофлота» также рассказал аудитории о первой в России бункеровке судна СПГ-топливом, которая состоялась в сентябре 2022 года в порту Усть-Луга при участии танкера зеленой серии СКФ «Проспект Королева» и судна-бункеровщика «Газпром нефти» «Дмитрий Мендеелев». Ранее, в сентябре 2021 года, «Совкомфлот» и «Газпром нефть» заключили соглашение о сотрудничестве в области развития инновационных технологий и использования на морском транспорте судовых топлив с низким углеродным следом.
«Совкомфлот» начал работу по внедрению СПГ в качестве основного топлива для крупнотоннажных нефтеналивных танкеров в 2015 году; в 2018 году начал эксплуатацию первого в мире танкера типоразмера «Афрамакс» на СПГ-топливе («Проспект Гагарина»). Суммарно в 2018-2019 годах в состав флота приняты шесть танкеров этой серии. В настоящий момент по заказу «Совкомфлота» на ССК «Звезда» ведется строительство пяти танкеров, рассчитанных на использование СПГ в качестве основного топлива (два нефтеналивных танкера типоразмера «Афрамакс», три нефтепродуктовых танкера типоразмера MR).
Группа компаний «Совкомфлот» – одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов, а также обслуживанию морской добычи углеводородов. По состоянию на ноябрь 2021 года, собственный и зафрахтованный флот, включая суда совместных предприятий, насчитывает 135 судов общим дедвейтом 11,67 млн тонн. Около 80 судов обладают ледовым классом. «Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных индустриальных проектов в России и за рубежом: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», Tangguh (Индонезия).