Представляем обзор основных событий проходящей рабочей недели с «ПортНьюс».
Судоходство и логистика
Прежде всего отметим, что Российская Федерация переизбрана в Совет Международной морской организации (IMO, ИМО) на предстоящий двухлетний период 2022-2023 годов.
Объем грузоперевозок по Северному морскому пути по данным на 17 декабря 2021 года превысил 33,5 млн тонн. Напомним, в соответствии с поручением президента России, этот показатель в 2024 году должен составить не менее 80 млн тонн в год.
Учитывая имевшиеся проблемы с доставкой грузов в отдаленные районы, Юрий Трутнев предложил разработать закон о северном завозе, а в FESCO заявили о необходимости предоставления администрациями Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Сахалинской области информации о прогнозируемых объемах грузопотока по своим направлениям в 2022 году.
В морском сегменте также следует отметить планы Росморпорта по возобновлению паромной линии Балтийск – Засниц с использованием парома «Маршал Рокоссовский», а также планы организации паромной Rо-Rо линии между портами Ирана и России.
В сегменте перевозок по внутреннему водному транспорту следует отметить одобрение промежуточного отчета НИР по разработке проекта круглогодичной навигации на ВВП трех южных бассейнов.
В сегменте река-море Волжское пароходство отчиталось о том, что в 2021 году реализовало 17 перевозок негабарита и проектных грузов.
Порты и гидротехника
Грузооборот морпортов России за 11 месяцев 2021 года вырос на 1,7%, причем рост наблюдался как по сухим, так и наливным грузам.
В проекте корректировки Плана деятельности Минтранса РФ указано, что доклад по острой теме увеличения пропускной способности Транссибирской магистрали и зависящих от перевозок по ней портовых мощностей должен быть представлен в I квартале 2022 года.
В том же проекте указано, что работы по проектированию и строительству защитных гидротехнических сооружений грузового терминала «Имеретинский» (Сочи) могут быть включены в адресную инвестиционную программу ФГУП «Росморпорт» 2022 года.
Говоря о наливнах грузах, следует отметить, что Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект о штрафах за нарушения правил рейдовой перевалки. Штраф может достигать 1 млн руб.
Между тем, ООО «Транснефть – Порт Козьмино» завершило техническое перевооружение двух резервуаров для хранения нефти, принимаемой по трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), а в Астраханской ОЭЗ планируется построить комплекс сжижения природного газа (СПГ).
В сухогрузном сегменте выделим планы группы Global Ports по модернизации досмотровых комплексов на морских терминалах в Санкт-Петербурге – «Первом контейнерном терминале» и терминале «Петролеспорт» (ПКТ и ПЛП, входят в группу Global Ports).
В Северном бассейне развивается порт Архангельск, который, по мнению экспертов, работает в основном на перевалку грузов для арктических проектов.
Росприроднадзор нашел нарушения при строительстве угольной конвейерной линии в порту Тамань, а «Морпорт СПб» ввел в эксплуатацию новый автоматизированный весоизмерительный комплекс.
В Южном бассейне определен подрядчик для строительства новой яхтенной марины, им станет ПАО «Мостотрест».
В Дальневосточном бассейне Инвестсовет Приморского края одобрил проект развития портовой инфраструктуры «Далькомхолод».
Говоря о речной инфраструктуре отметим, что в Тверской области началось заполнение водой гавани нового речного порта в Завидово, а на Пролетарском гидроузле в Ростовской области заменят устаревшее оборудование.
Компании «Мордрага» и BLRT Repair Yards выступили спонсором Пятого международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».
Судостроение
Неделя была довольно насыщенной на события и заявления в сегменте строительства и ремонта рыболовного флота. Так, «Норебо Холдинг» объявил о создании на Камчатке судоремонтного комплекса «Рем-Нова ДВ». Между тем, в Совете Федерации отметили, что существует риск расторжения договоров на строительство 18 рыболовных судов. Со своей стороны, гендиректор ОСК Алексей Рахманов поддержал предложение об увеличении продолжительности инвестконтрактов сроком на один год.
Имеются подвижки и в сегменте строительства вспомогательного флота. Так, судзавод «Лотос» погрузил главные двигатели на два земснаряда проектов 93.159 и 93.159.1, кроме того, завод был определен исполнителем строительства еще двух земснарядов для ГТЛК. Помимо этого, в 2023 году для ГТЛК три мелкосидящих земснаряда поставит Цимлянский судозавод.
«Морское Инженерное Бюро-дизайн-СПб» (МИБ) разработает технический проект многофункционального судна ледового класса Arc 7 для ФГУП «Гидрографическое предприятие».
В сегменте пассажирского флота следует отметить, что АО «ССЗ «Вымпел», АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ВСРП, г. Иркутск) и АО «Машпромлизинг» подписали трёхсторонний договор о строительстве двух инновационных пассажирских судов катамаранного типа проекта HSC150B (Hydrofoils Supported Catamaran) с гидродинамическим принципом поддержания. Такие суда в России ещё не производились. В то же время заявка АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» на участие в конкурсе на строительство трех «Метеоров» признана не соответствующей требованиям.
Также для ГТЛК «Нефтефлот» и Онежская верфь построят грузопассажирское судно.
В буксирном сегменте Невский ССЗ сдал в эксплуатацию буксир-спасатель проекта MPSV12 «Пильтун», а «Окская судоверфь» заложила пять морских противопожарных буксиров-спасателей проекта NЕ 025.