№3 (сентябрь 2023)   |   Технологии. Оборудование

В автономном режиме

Мировое судоходство готовится к новому технологическому рывку — ​внедрению технических средств для автономных судов. Россия — ​активный участник этого процесса. На национальном уровне разрабатывается и вводится законодательное регулирование вопросов эксплуатации автономных судов, формируется система подготовки кадров.

Внаши дни автономное судовождение является перспективным направлением развития морского и внутреннего водного транспорта, и в ближайшие годы ожидается его повсеместное использование. Международная морская организация (ИМО) приступила к разработке Международного Кодекса морских автономных надводных судов (МАНС). Новый инструмент ИМО планируется ввести в действие в 2024 году в качестве рекомендательного, а с 2028 года сделать его требования обязательными. Такие решения были приняты на 107-й сессии Комитета по безопасности мореплавания ИМО в июне 2023 года.

К технологическим изменениям готовится и Россия. Летом 2023 года, чтобы создать правовую основу для использования такого флота, был принят федеральный закон, в рамках которого регламентируются вопросы эксплуатации автономных судов. Документ вводит такие понятия, как «полностью автономное» и «полуавтономное судно», а также прописывает требования к владельцу и экипажу такого флота, уточняет нормы, касающиеся лоцманской проводки судов.

Капитаны дистанционного управления

Одновременно с разработкой технических решений и правовой базы для автономных судов в России ведется работа по подготовке кадров. Так, в апреле текущего года состоялось вручение первых сертификатов членам экипажей полуавтономных судов и капитанам Центра дистанционного управления: 22 специалиста ФГУП «Росморпорт» прошли обучение в учебно-тренажерном центре Академии водного транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) по программам автономного судовождения.