№3 (сентябрь 2023)   |   Логистика

Река перемен

Содержание внутренних водных путей (ВВП), строительство гидротехнических сооружений, развитие водного пассажирского транспорта, обновление речного флота, совершенствование инфраструктуры портов и причалов — ​эти темы были подняты Владимиром Путиным во время совещания, посвященного речному судоходству.

Там, где воды по колено

Один из наиболее острых вопросов — ​обеспечение навигационных глубин на определенных участках рек. Так, с целью устранения узких мест ведется реконструкция Городецкого гидроузла на реке Волга и строительство Багаевского гидроузла на Дону.

«По Городецкому гидроузлу проект реализуется в двух пусковых комплексах. Срок реализации первого  — ​конец 2024 года. За счет первого комплекса пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 млн до 10,8 млн тонн», — ​рассказал министр транспорта России Виталий Савельев. Срок реализации второго комплекса — ​2026 год, и пропускная способность будет увеличена до 20 млн тонн.

Что касается Багаевского гидроузла, то его строительство на реке Дон осуществляется также в два этапа. На первом этапе в 2024 году завершится возведение основных сооружений, обеспечивающих необходимую глубину для прохода судов с осадкой 3,6 м при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках и работе одной камеры Кочетовского гидроузла. Реализация этого этапа увеличит пропускную способность Нижнего Дона с 8,6 млн до 27,6 млн тонн. На втором этапе до конца 2025 года будут достроены сооружения и проведены необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов.

По итогам совещания Владимир Путин поручил правительству России совместно с комиссией Госсовета по направлению «Транспорт» предусмотреть возможность введения платы за проход судов на участках ВВП, где предусмотрена реализация крупных инфраструктурных проектов. При этом полученные средства предлагается направить на развитие судоходства. Доложить об исполнении поручения кабинету министров необходимо до 1 декабря 2023 года.

Еще одним проблемным местом является участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 км с гарантированной глубиной судового хода 3,3 м. При этом глубина на сопряженных участках Единой глубоководной системы составляет 4 м. В связи с недостатком глубины потери грузопотоков на данном направлении оцениваются в 4 млн тонн за навигацию. При подъеме уровня воды грузопоток составит 8 млн тонн.