№3 (сентябрь 2023)   |   Судостроение

Проекты со сложной судьбой

ПАО «Северная верфь», входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), ведет работу над проектами двух новых сложных объектов — ​эллинга для строительства судов и плавучего дока. Указанные мощности призваны серьезно усилить возможности предприятия по вводу в строй и ремонту военных кораблей и гражданских судов. Однако в сложившихся нетривиальных политических и экономических условиях реализация проектов превращается в нетривиальную же задачу.

Амбициозные планы

В 2015 году ОСК запустила масштабную перестройку «Северной верфи». Четырехэтапная программа призвана повысить уровень автоматизации, внедрить современные технологии и оборудование — ​линии резки металла и профиля, сварочные комплексы, расширить производственные мощности. Все это вместе должно дать более высокую производительность труда и в конечном итоге, увеличить объемы выпуска с одновременным повышением качества продукции.

Важными частями модернизации являются новые эллинг и плавучий док. Эллинг необходим в первую очередь для строительства кораблей, способных оперировать в океанской зоне. Нынешний длиной в 170 метров и шириной 21 метр, как признался в интервью «Коммерсанту» генеральный директор предприятия Игорь Орлов, довольно узкий, что продиктовано исторической специализацией компании. В новом же, рассчитанном на два стапельных места, можно будет разместить один относительно широкий заказ или два относительно узких.

Плавучий док также нужен для того, чтобы существенно нарастить возможности «Северной верфи» по строительству, техническому обслуживанию и ремонту судов и других объектов — ​подъема из воды кораблей и судов для выполнения доковых осмотров, ремонтных и окрасочных работ подводной части.

Исполнители подвели

Первый контракт на возведение эллинга был заключен с петербургским ОАО «Метрострой» в 2017 году. Предполагалось, что первые корабли смогут встать на новые стапельные места уже в начале 2019 года. «Метрострой» приступил к работе, однако подрядчика из-за внутренних проблем постигло банкротство. Он оказался не в состоянии выполнять контракт полностью, и тот был разорван.