№2 (Июнь 2022)   |   Портовая инфраструктура

Таманские рекорды

До пандемии грузооборот морских портов страны стабильно увеличивался на 3–4% в год. После падения на 2,3% в 2020 году в 2021 году началось медленное восстановление — рост на 1,7%. Прогнозировать ситуацию на конец текущего года эксперты затрудняются. Вместе с тем некоторые отечественные стивидоры продолжают планомерно наращивать мощности. Среди них — порт Тамань, в котором якорные терминалы — нефтеналивной и навалочный — принадлежат компании «ОТЭКО».

Сегодня порт Тамань справедливо называют новыми транспортными воротами России, форпостом инфраструктурного комплекса страны. От причалов ОТЭКО пролегают экспортные маршруты в страны Ближнего Востока, Африки, Азии и Южной Европы. В 2021 году через терминалы компании в порту Тамань на экспорт отправились более 31 млн тонн угля, нефтепродуктов, нефти и СУГ. В июне ОТЭКО исполнилось 20 лет. За годы работы компании ее терминалы из «темных лошадок» превратились в лидеров забега.

Начиналось все буквально в чистом поле, где до ближайших магистральных электросетей и железнодорожных путей — десятки километров. Здесь компания построила два терминала — нефтеналивной (введен в эксплуатацию в 2012 году) и навалочный (заработал в 2019 году). А еще — построила более 200 км внутрипортовых железнодорожных путей, 35 км путей необщего пользования, углубила дно акватории, организовала работу собственного портового флота и аварийно-­спасательных подразделений.

Проектная мощность терминалов — 20 млн тонн для наливного и более 70 млн тонн для навалочного, причем открытая конфигурация дает возможность обрабатывать до 100 млн тонн грузов. Перевалка в порту ведется круглый год, а глубокий фарватер позволяет обрабатывать суда класса Capesize дедвейтом до 220 тыс. тонн — самые крупные суда, которые могут пройти через Босфорский пролив.

 

Люди и техника

Чтобы сложное портовое хозяйство действовало как единый слаженный механизм, работает большой коллектив: в ОТЭКО около 10 тыс. сотрудников. Среди них железнодорожники, машинисты, операторы, сотрудники складов угля, сливщики-­разливщики, докеры, капитаны и матросы буксиров, энергетики, водители и представители других специальностей. Многие из них трудятся в компании по 10 и более лет.

«Я устроился в 2011 году, приехали в отдел кадров с товарищем Бекиром Акимовым, — вспоминает слесарь по ремонту технологических установок 5‑го разряда цеха нефтепродуктов Тимур Садыков. — Тогда цех только строили, еще не было эстакад. Мы стали первыми двумя сливщиками-­разливщиками в цехе. Моя нынешняя профессия — слесарь по ремонту — тоже важная».

Коллега Тимура по наливному терминалу Александр Ларчиков устроился работать в цех СУГ в 2008 году слесарем. Сейчас он начальник смены. Об особенностях работы отзывается так: «Газ нужно держать в ежовых рукавицах. Огромную роль играет коллектив. Он у нас дружный и хороший.  Мы работаем на производстве высокого класса опасности, здесь просто необходимы взаимовыручка и способность понимать друг друга по одному взгляду».

Непрерывные улучшения

На объектах компании непрерывно совершенствуются технологические процессы, вводится новое оборудование. Как результат, увеличивается скорость обработки судов у причалов. «Когда приемка нефтепродуктов только начиналась, слив темных высоковязких нефтепродуктов занимал до 32 часов. Постепенно благодаря настройке оборудования и квалифицированной работе персонала на эту операцию требовалось все меньше времени. Теперь в холодное время года высоковязкие нефтепродукты сливают за 16 часов. Для сравнения: на других терминалах России аналогичное сырье сливают по 72 и даже до 96 часов», — рассказывает генеральный директор наливного терминала ОТЭКО Павел Быков.

На навалочном терминале тоже бьют рекорды: в этом году установили суточный рекорд погрузки угля — 188 тыс. тонн. Помогает новая техника — в ноябре 2021 года на терминале запустили пятую и самую производительную в России линию погрузки пропускной способностью 8000 тонн в час. Линия состоит из крупнейшего в стране стакер-­реклаймера с ковшовым колесом диаметром 10,6 м, скоростной конвейерной линии и специальной судопогрузочной машины. «Как поставить рекорд? Секретов нет. Мы все приходим на работу, чтобы достигать целей, постоянно стремимся обогнать другие смены, — говорит Денис Давыдов, руководитель направления по операционной деятельности навалочного терминала. — Помогают своевременная модернизация оборудования и четко спланированные действия. Для этого мы работаем в одной цепочке с дирекцией по ж/д транспорту».

Отдельная история — вовлечение сотрудников в процессы улучшений. В 2021 году в ОТЭКО стартовал конкурс предложений по совершенствованию производственных и бизнес-­процессов «Есть идея!» Инноваторы получают процент от прибыли при реализации своих предложений, максимальная сумма — более 400 тыс. руб. после вычета подоходного налога.

Один из победителей конкурса — старший мастер по ремонту динамического оборудования наливного терминала Игорь Мельник. «Работа моя мне нравится, много чего нового узнаю. Хотя и работаю 10 лет, но постоянно ­какое-то новое оборудование приходится узнавать», — делится мастер. Вместе со слесарем по ремонту технологических установок Игорем Горчаковым он нашел технологический способ сократить количество ремонтов и запчастей, а значит — сделать насосы для перекачки нефтепродуктов более надежными.

Главный актив

В ОТЭКО рассказывают, что уделяют повышенное внимание мотивации и развитию сотрудников: действуют программы страхования и профессионального образования, есть возможность получить материальную помощь, частичную компенсацию путевки в лагерь для детей. Весной текущего года компания оборудовала собственный тренажерный зал. «Спорт укрепляет, на работе себя чувствуешь лучше, меньше устаешь»», — делится впечатлениями монтажник Сергей Желябовский.

Подавляющее большинство работников ОТЭКО — жители Кубани, компания активно участвует в социальной жизни Таманского полуострова. Понимая свою ответственность перед населением, на терминалах компания применяет передовые решения для комплексной защиты окружающей среды. «Для навалочного терминала характерны превосходная техническая оснащенность: оборудование для закрытой перевалки, вместительные склады на 2,5 млн тонн, единственные в России трехвагонные опрокидыватели, продвинутый комплекс технологий экологической и промышленной безопасности», — рассказывает генеральный директор навалочного терминала ОТЭКО Анатолий Лазарев.

На навалочном терминале на всех этапах пересыпки угля применяется широкий спектр технологий пылеподавления, перевалка осуществляется закрытым способом. На наливном терминале перевалка ведется в герметичном режиме, а парки хранения нефтепродуктов и СУГ оборудованы многоступенчатой автоматизированной системой, которая позволяет в реальном времени контролировать состояние оборудования и вести постоянное визуальное наблюдение.

По материалам ОТЭКО, фото ОТЭКО




Партнеры номера