• 19 ноября 2009

    Порт на выданье

    Государство планирует в 2010 году продать свою долю в 20% акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт». По мнению экспертов, в настоящее время купить акции стивидорной компании можно с существенным дисконтом, в то же время компаниям-грузовладельцам и спекулянтам они вряд ли будут интересны. Рыночная стоимость доли, по оценкам экспертов, может достичь $900 млн.

     

    Российское правительство намерено сокращать долю федеральной собственности в экономике. Как цитирует пресс-служба правительства слова российского премьера Владимира Путина, сказанные в ходе совещания по плану приватизации на 2010 год, «мы рассматриваем приватизацию, как один из ключевых инструментов структурных реформ в реальном секторе экономики, улучшения конкурентной среды и привлечения дополнительных инвестиций».

     

    В числе предприятий, чья государственная доля должна быть продана частным инвесторам, значится и крупнейшая стивидорная компания России ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). Грузооборот группы «НМТП» в 2008 г. составил 81,6 млн тонн. Представители стивидорной компании заявляли о планах строительства новых терминалов в 2010 году с объемом инвестиций в $100 млн. НМТП включена в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России. Государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 20,0001% акций порта.

     

    С одной стороны, доля в 20% слишком мала, чтобы заинтересовать стратегического инвестора, с другой стороны, можно надеяться на увеличение доли путем скупки акций на открытом рынке.

     

    По мнению директора по развитию стивидорной деятельности ООО «Управление транспортными активами» (УТА, оперирует ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Таганрогский морской торговый порт», ОАО "Северо-Западное пароходство", ОАО "Волжское пароходство" и другими транспортными активами) Александра Щербинина, 20%-я доля в НМТП будет интересна пакетным инвесторам и, возможно, транспортным компаниям. Однако вряд ли она способна заинтересовать компании-грузоотправители, так как слишком мала для обеспечения их интересов. «Привлекательность выставляемого на продажу пакета акций для инвесторов будет во многом зависеть от анализа финансовой отчетности НМТП и результатов ее аудита. Полагаю, что прошлое IPO НМТП, к примеру, производилось по несколько завышенным ценам», - отметил Александр Щербинин в беседе с ИАА «ПортНьюс».

     

    Напомним, что акции ОАО «НМТП» котируются на российских биржах РТС и ММВБ (NMTP), а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (NCSP). Публичное первичное размещение акций было проведено в 2007 г. Цена размещения акций НМТП в рамках IPO составила $0,2560 за акцию. Рыночная капитализация НМТП тогда оценивалась в  $4,9 млрд.

     

    Как считает директор по маркетингу «Национальной контейнерной компании» (НКК, управляет «Первым контейнерным терминалом» в Санкт-Петербурге, НУТЭП в Новороссийске, УЛКТ в Усть-Луге и рядом других активов) Ольга Деньщикова, интерес к покупке государственной доли "Новороссийского морского торгового порта" могут проявить те компании, чей бизнес связан с Черноморским регионом. «Что касается НКК, то нам этот актив вряд ли будет интересен, поскольку в Новороссийске мы уже управляем контейнерным терминалом НУТЭП и вкладываем средства в его развитие», - отметила в беседе с ИАА «ПортНьюс» Ольга Деньщикова.

     

    По мнению аналитика инвестиционной компании "Энергокапитал" Александра Игнатюка, выставляемый государством пакет в достаточно привлекательном активе, каковым является НМТП, может привлечь «более-менее» стратегического инвестора. «В любом случае, это будут не спекулятивные игроки на год-два. Время продажи пакета, с точки зрения покупателя, сейчас выгодное - на рынке имеется существенный дисконт по сравнению с докризисными ценами, а интерес к транспортным активам будет возвращаться по мере выхода экономики из рецессии», - считает эксперт.

     

    «Актив НМТП может быть интересен транспортным компаниям, может быть даже и крупным нефтяникам. Хотя 20%-я доля не дает блокирующего голоса, но она является хорошим заделом для входа в актив - еще минимум 10% акций НМТП можно, при необходимости, скупить на открытом рынке. Что касается портфельных инвесторов, то горизонт инвестирования для них здесь должен составлять минимум 3 года», - отметил Александр Игнатюк в беседе с ИАА «ПортНьюс».

     

    По данным аналитика инвестиционной компании "ФИНАМ" Константина Романова, текущая рыночная цена пакета составляет около $620 млн. Справедливую стоимость данной доли в «ФИНАМ» оценивают в $880-900 млн.


    «Наиболее вероятными покупателями выступят нынешние акционеры - председатель совета директоров порта Александр Пономаренко и лица, связанные с депутатом Госдумы Александром Скоробогатько», - предположил Константин Романов в беседе с ИАА «ПортНьюс». По его мнению, нельзя также исключать, что интерес к покупке государственной доли проявят и крупные портфельные инвесторы, которые заинтересованы во вхождении в капитал одного из наиболее перспективных активов транспортной отрасли.


    По информации «ФИНАМ», в свободном обращении (free-float) находится 29,9% акций НМТП. «Даже выкупив весь объем акций в свободном обращении, что будет очень непросто сделать (в частности, из-за резкого роста котировок, который вызовет такая скупка), контроль над компанией получить невозможно. Можно, конечно, аккумулировать блокирующий пакет, но, во-первых, это может спровоцировать корпоративный конфликт в компании, во-вторых, дает не так много возможностей влиять на оперативное управление НМТП. В итоге, такой сценарий кажется нам маловероятным», - говорит эксперт.


    В «ФИНАМ» оценивают операционные результаты НМТП за октябрь как негативные. Общий грузооборот НМТП в октябре снизился на 13,7% по сравнению с октябрём 2008 года, продолжив снижение сентября текущего года, когда этот показатель упал на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Тем не менее, мы полагаем, что частично снижение грузооборота к концу 2009 года уже учтено в рыночных котировках. В частности, мы прогнозируем, что по итогам 2009 года грузооборот увеличится лишь на 3,6% по сравнению с 2008 годом. Тем не менее, рост грузооборота НМТП за 10 месяцев 2009 года хорошо выглядит на фоне снижения этого показателя в целом по транспорту», - прокомментировал Константин Романов.

     

    Напомним, что в соответствии с официальной бухгалтерской отчетностью, чистая прибыль ОАО "НМТП" за 9 месяцев 2009 г. по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) выросла в 2,1 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 года - до 4,268 млрд руб. Выручка увеличилась в 1,5 раза - до 8,9 млрд руб.

     

    Совокупный доход группы по промежуточной консолидированной финансовой отчетности (МСФО) за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г., снизился  на 18,7% - до $97,466 млн, выручка выросла на 6,2% - до $334,1 млн. Консолидированная выручка группы НМТП по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2008 год составила $653,777 млн.


    Со статистикой совокупного грузооборота группы НМТП за январь-октябрь 2009 г. можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс».

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен