1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Ближние перспективы Дальнего Востока

8 сентября 2021   23:10

Ближние перспективы Дальнего Востока

Фото ПортНьюс

Развитие Дальнего Востока тесно связано с экспортом в адрес быстро развивающихся экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с транзитными грузоперевозками. Впрочем, для обеспечения устойчивой логистики необходимо сделать многое: построить ледоколы и суда разных типов, модернизировать морские терминалы, увеличить пропускную способность железной дороги.

Дальний Восток становится все более важной территорией с точки зрения международных транспортных потоков. Расположенный вблизи быстро развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Дальний Восток является входной и выходной точкой для проходящих через Россию важных транспортных коридоров.

Развитию транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока будут способствовать перевозки по т.н. Большому северному морскому пути - от Мурманска на западе до Владивостока на востоке. Как сообщил в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, суммарный объем грузоперевозок по Большому Севморпути после 2035 года достигнет 250 млн тонн в год.

«Предварительные оценки нам говорят о том, что мы можем удвоить перевозки по Северному морскому пути в горизонте до 2030 года, а после 2035 выйти в сумму товаропотоков по большому СМП - до 250 млн тонн», - сказал глава «Росатома».

Как, в свою очередь, сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики «Росатома», заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, в 2030 году объем грузоперевозок по большому Севморпути составит 150 млн тонн в год, в том числе 30 млн тонн - транзит.

Флот

Для достижения столь амбициозных показателей крайне важной задачей является обеспечение круглогодичной навигации. Этому будет способствовать строительство новых ледоколов: как продолжения серии ЛК-60, строительства ледоколов-лидеров мощностью 120 МВт, так и средних ледоколов мощностью до 40 МВт для работы в устьях рек и легких льдах. «Норильский никель», ГК «Росатом» и АО «ДЦСС» намерены объединить усилия с целью строительства среднего головного двухтопливного ледокола к 2026 году. Как прокомментировал в кулуарах Восточного экономического форума, отвечая на вопрос «ПортНьюс», директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, всего может потребоваться строительство трех-четырех таких ледоколов. Двухтопливное решение позволит соответствовать экологическим требованиям.

 

Фото с сайта группы Совкомфлот

Вообще, тема экологии в последнее время выходит на первый план. В ее рамках в России планируется строительство судов, использующих метанол в качестве топлива. В ходе ВЭФ ВЭБ.РФ, банк ВТБ, ЕСН, Минвостокразвития, Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines подписали меморандум о совместной работе над этим проектом. Географически близко расположенный к этому маршруту метанольный проект Группы ЕСН в Сковородино потенциально может стать основным поставщиком метанола для судов, которые отправляются из Азии в Европу через Северный Ледовитый океан, а финансируемые при участии ВЭБ.РФ проекты газопереработки позволят к 2030 году увеличить производство метанола более чем в 1,5 раза.

Говоря о транспортных судах для работы в Арктике, генеральный директор группы «Совкомфлот» Игорь Тонковидов в ходе ВЭФ отметил, что для решения задачи круглогодичной навигации по Северному морскому пути требуется новый, более эффективный флот.

Он добавил, что вопросы круглогодичной навигации по Севморпути будут решаться с использованием 15 новых, более эффективных газовозов, строительство которых сейчас ведется на СК «Звезда». Отличительной особенностью серии станет более высокая, по сравнению с первым поколением таких судов (серия «Кристоф де Маржери»), ледопроходимость и маневренность.

«Дело в том, что конструкция судов, построенных для проекта «Ямал СПГ», предусматривает более активную поддержку со стороны ледоколов, – пояснил Игорь Тонковидов. – Новая же серия судов спроектирована с расчетом на более самостоятельную работу. Рассчитываем, что судостроители будут держать хороший темп и справятся с поставкой судов по графику».

Как отмечали ранее в «Совкомфлоте», ввод новых газовозов в эксплуатацию позволит ускорить реализацию национальных планов по увеличению грузопотока в акватории Севморпути и обеспечению круглогодичной навигации в его восточном секторе.

Активизация судоходства, безусловно, требует и развития судоремонта в регионе. В рамках ВЭФ председатель правительства Приморского края Вера Щербина и генеральный директор ООО «Дальневосточная верфь» Иван Здобин подписали меморандум о создании в Приморском крае производственного предприятия по изготовлению комплектующих для судоремонта. Соглашение предполагает создание производственного предприятия по изготовлению негабаритных металлоконструкций и технологического оборудования для нефтегазовых проектов в поселке Подъяпольское Шкотовского района в рамках режима Свободный порт Владивосток.

Инфраструктура

Говоря о внешней торговле через Дальний Восток, можно выделить два направления - экспорт и импорт, а также транзит. Основным по объему экспортным грузом, проходящим через дальневосточные порты и прежде всего через крупнейший в России современный угольный перевалочный комплекс АО «Восточный порт», является уголь. В настоящее время одним из наиболее перспективных рынков для экспорта российского угля является Индия.

«Мы с большим воодушевлением наблюдали за той уникальной по масштабам и срокам реализации программой, которую реализует Индия, в части развития металлургической и сталелитейной отраслей страны. И конечно, мы возлагаем большие надежды на существенные объемы поставки высококачественных углей компании «Кузбассразрезуголь» (КРУ) для индийских потребителей», - сообщила директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская в ходе ВЭФ.

 

Фото ПортНьюс

«На данный момент Восточный Порт занимает практически треть угольных объемов, которые экспортируются из России в Индию – 2,8 млн тонн, - сообщила Ирина Ольховская. - Для нас это очень перспективный и интересный рынок».

Восточный Порт полностью реализовал инвестпроект по развитию своей портовой мощности, что увеличило его экспортные возможности в 2 раза - с 25 млн тонн до 55 млн тонн в

«Безусловно решающую роль в фактическом увеличении товарооборота коксующихся углей и, в принципе, металлургических углей для Индии играет полномасштабная реализация железнодорожного проекта Восточный полигон, - продолжила топ-менеджер УГМК. – Это и развитие БАМа, и Транссибирской магистрали, которых мы все с нетерпением ждем, потому что угольная отрасль, как и портовая отрасль готовы к дополнительным объемам. Уверена, что тесное взаимодействие между главами наших двух государств позволит ускорить реализацию инфраструктурных проектов и увеличить товарооборот между Россией и Индией».

Говоря о транзите, то хорошие перспективы открываются как для перевозок грузов в контейнерах по Севморпути, о чем мы более подробно писали ранее >>>>, так и транзитом по железной дороге через территорию Россию. И то, и другое требует развития контейнерных мощностей в портах Дальнего Востока.

В этой части в рамках ВЭФ между компаниями АО «Восточный Порт» и АО «РЖД Бизнес Актив» (контейнерный оператор, структура ОАО «РЖД») был подписан меморандум о сотрудничестве в области развития контейнерных перевозок с использованием морского порта АО «Восточный Порт». В рамках своей компетенции «Восточный Порт» и «РЖД Бизнес Актив» будут обмениваться опытом и аналитическими данными для максимально эффективного развития совместного сервиса: АО «Восточный Порт» в части морского, а АО «РЖД Бизнес Актив» – в части железнодорожного транспорта. Также компании договорились о совместном привлечении морских перевозчиков для активного развития нового Контейнерного Терминала АО «Восточный Порт».

Кроме того, на базе Владивостокского морского торгового порта планируется построить выносной причальный комплекс к 2025 году, который будет обслуживать суда ледового класса и ледоколы, работающие на Северном морском пути. Порт Владивосток может стать восточным контейнерным хабом для обеспечения работы арктической контейнерной линии.

«Будем стремиться создать транзитные хабы для перевалки. Хаб во Владивостоке будет соединен с Китаем, Японией, Южной Кореей и с железной дорогой. Хаб на западе - с портами Роттердам, Лондон, Антверпен и другими... Все это позволит организовать более эффективный маршрут, чем Суэцкий канал», - прокомментировал в ходе ВЭФ главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бин Сулайем.

Кроме того, о заинтересованности в развитии судоходства по Севморпути в ходе форума также заявили компании COSCO (Китай) и MOL (Япония).

Понятно, что все вышеуказанные проекты потребуют значительных инвестиций. Здесь на помощь может придти лизинг, и по словам главы ГТЛК Евгения Дитриха на ВЭФ, компания готова финансировать проекты строительства арктических контейнеровозов и хабов. По его словам, рассматривается возможность строительства до восьми контейнеровозов ледового класса вместимостью до 6 тыс. TEUs каждый. Совокупный объем инвестиций может составить до $2 млрд. «ГТЛК готова выступить в качестве партнера как в части финансирования строительства контейнеровозов, так и создания портов-хабов на Северном морском пути», - сообщил Евгений Дитрих.

Обобщая, можно сказать, что Дальний Восток с каждым годом становится все более и более важным регионом с точки зрения международной торговли. При этом крайне важным является ускоренное развитие инфраструктуры: пропускной способности железной дороги, строительства нового современного и экологичного флота, развитие портовых мощностей, соответствующих современным экологическим стандартам и вызовам времени.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru