Россия продолжает активно развивать портовую инфраструктуру, в связи с чем проводит значительный объем дноуглубительных и гидротехнических работ. Подробно тематику дноуглубления, гидротехники, строительства специализированного флота и техники, законодательного регулирования данной сферы обсудили участники организованного «ПортНьюс» Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».
Морские порты
По данным ФГУП «Росморпорт», представленным на Конгрессе, общий объем дноуглубления по объектам в зоне ответственности предприятия в 2021 году должен составить 28,3 млн куб. м, в том числе 20 млн куб. м - капитального и 8,3 млн куб. м - ремонтного. Для сравнения, в 2020 году общий объем дноуглубления по объектам предприятия составил 16 млн куб. м. При этом «Росморпорт» постоянно наращивает объемы работ, выполняемых собственными силами, в 2021 году на них придется 8 млн куб. м.
«Общий объем дноуглубления ФГУП «Росморпорт» в 2021 году должен составить 28,3 млн куб. м»
Среди крупнейших дноуглубительных проектов, реализуемых в морских портах России, выделяются такие, как строительство новых балкерных терминалов в порту Усть-Луга (совокупный объем дноуглубления оценивается в 14,5 млн куб. м), грузопассажирского терминала в г. Пионерский Калининградской области (1,3 млн куб. м), реконструкция зернового терминала «КСК» в Новороссийске и строительство комплекса береговой и морской инфраструктуры в порту Геленджик (суммарно 0,7 млн куб. м), строительство перевалочного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинская Камчатского края (16,5 млн куб.), порта Суходол (7,1 млн куб.).
Кроме того, как рассказал в ходе Конгресса заместитель генерального директора по проектированию ООО «Приморский УПК» Дмитрий Темкин, в рамках проекта предполагается выполнить дноуглубительные работы в объеме 12,5 млн куб. м.
Развитие рыбных терминалов в морских портах относится к ведению ФГУП «Нацрыбресурс». Как рассказал в ходе Конгресса главный инженер «Нацрыбресурс» Виктор Чеботаев, проблемным моментом являются малые глубины у причалов рыбных портов, которые в большинстве случаев не превышают 8 м, что не позволяет принимать современные рыбопромысловые суда. Здесь тоже требуется дноуглубление.
Среди крупных проектов, подведомственных «Нацрыбресурсу», следует выделить комплексную модернизацию терминала «Сероглазка» в Петропавловск-Камчатском. Объем дноуглубительных работ к 2026 году по проекту должен составить 400 тыс. куб. м.
В рамках развития рыбного терминала порта Мурманск, в свою очередь, предполагается провести дноуглубительные работы в объеме 100 тыс. куб. м.
Севморпуть
Помимо этого, значительные объемы работ предусматриваются на акватории Северного морского пути, за которые отвечает ФГУП «Гидрографическое предприятие».
«Крупнейшим проектом в настоящее время является реконструкция подходного канала в Обской губе Карского моря»
Здесь крупнейшим проектом в настоящее время является реконструкция подходного канала в Обской губе Карского моря, начатая в 2020 году. К сегодняшнему дню в рамках проекта уже извлечено 32,5 млн куб. м грунта, а общий объем работ в рамках двух этапов оценивается почти в 60 млн куб. м.
Кроме того, по данным, приведенным в ходе Конгресса генеральным директором ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александром Бенгертом, ежегодный объем ремонтных дноуглубительных работ в Обской губе после завершения проектов развития инфраструктуры превысит 3 млн куб. м.
По его словам, реконструкция подходного канала в Обской губе будет завершена в 2022 году, тогда же можно будет определить точные объемы необходимого ежегодного ремонтного дноуглубления в Обской губе.
При этом в 2021-22 годах в порту Сабетта планируется извлечь порядка 2,3 млн куб. м грунта, в том числе 1 млн куб. м в 2021 году и 1,3 млн куб. м в 2022 году.
Помимо Обской губы, вдоль Северного морского пути планируется реализовать еще ряд крупных проектов, требующих проведения значительного объема дноуглубительных работ. Здесь можно упомянуть такие проекты, как нефтяной терминал «Бухта Север» (2,9 млн куб. м), угольный терминал «Северная звезда» (1,85 млн куб. м), Обский-СПГ (0,85 млн куб. м), Арктик СПГ-1 (2,46 млн куб. м).
Внутренние водные пути
Плановый объем дноуглубления на внутренних водных путях (ВВП) России в 2021 году составляет 21,2 млн куб. м. Такие данные в ходе Конгресса привел заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. При этом, при переходе к нормативному содержанию внутренних водных путей, объем дноуглубительных работ будет составлять от 30 до 35 мллн куб. м в год. Объем дноуглубительных работ в 2020 году на ВВП составил 23,1 млн куб. м.
«Плановый объем дноуглубления на внутренних водных путях России в 2021 году составляет 21,2 млн куб. м.»
Говоря о крупнейших проекта на ВВП, выступивший на Конгрессе заместитель министра транспорта России Александр Пошивай сообщил, что в районе Городца планируется построить судоходный канал длиной 40 км.
«Второй этап согласования проекта по строительству Нижегородского гидроузла мы, к сожалению, не прошли, поскольку населением был поднят экологический вопрос о том, что реализация проекта повлияет на подтопление территории... Речь же шла о создании временного водохранилища, которое наполнялось бы во время паводка и затем постепенно срабатывалось, чтобы к концу навигации река вошла в свое русло... Тем не менее, недавно было принято решение о промежуточном варианте, в рамках которого нами будет построена дополнительная камера к шлюзу 15, создан судоходный канал длиной 40 км с соответствующим дноуглублением, которое еще будет обсуждаться», - рассказал Александр Пошивай.
Говоря о другом крупном инфраструктурном проекте на ВВП – Багаевском гидроузле, заместитель министра отметил, что его строительство ведется по графику и сомнений в завершении проекта в установленные сроки нет.
Кроме того, прорабатывается возможность организации круглогодичной навигации по «южной подкове» - маршруту Астрахань – Ростов-на-Дону. Для этого будет необходимо проделать определенный объем гидротехнических работ по подготовке шлюзов к работе в зимних условиях, а также обеспечить ледокольную проводку караванов.
Проблемы регулирования
Участники Конгресса отметили, что существует ряд проблем на уровне законодательства и регулирования при проведении дноуглубительных работ и содержании гидротехнических сооружений (ГТС).
Одна из них – необходимость проведения государственной экологической экспертизы при ремонтном землечерпании. Так, в «Росморпорте» предлагают отменить государственную экологическую экспертизу для проведения ремонтного черпания. Как рассказал в ходе Конгресса начальник Управления капитального строительства и ремонта ФГУП «Росморпорт» Денис Вицнаровский, мировой опыт говорит о том, что прохождение подобной экспертизы излишне, она препятствует оперативному проведению ремонтного дноуглубления.
Другой проблемой является несоответствие стоимости теряемых и воспроизводимых водных биоресурсов при определении Росрыболовством размера компенсации нанесенного им ущерба при дноуглублении, в связи с чем в «Росморпорте» предлагают пересмотреть методику определения ущерба водным биоресурсам.
Кроме того, ФГУП «Росморпорт» планирует в 2021-2022 годах совместно с экспертными организациями и участниками рынка провести работу по уточнению сметных нормативов и расценок на выполнение дноуглубительных работ. По словам Дениса Вицнаровского, после завершения данной работы уточненные нормативы планируется внести в Федеральный реестр сметных нормативов.
Участники Конгресса отмечали, что действующие нормативы не позволяют составлять сметы на проведение дноуглубительных работ, которые отвечали бы рыночным реалиям и региональным особенностям.
«Действующие нормативы не позволяют составлять сметы на проведение дноуглубительных работ, которые отвечали бы рыночным реалиям и региональным особенностям»
Еще одно из необходимых изменений в законодательстве - это исключение портовых ГТС из-под действия федерального закона №117 «О безопасности гидротехнических сооружений».
Как прокомментировал в ходе Конгресса председатель комитета по природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Дмитрий Тарасов, указанный закон направлен на работу с рисками, которые несет в себе эксплуатация ГТС напорных плотин.
«Там, действительно, возможны аварии и последствия таких катастроф для государства обычно трагичны... Такие события точно не происходят с причалами», - сказал Дмитрий Тарасов.
Он добавил, что в части портовых ГТС необходимо сосредоточиться на разработке внутренних регламентов Минтранса и осуществлении контроля за их соблюдением со стороны одного ведомства. Это позволит продлить срок службы существующих причалов, а новые возводить с учетом новых требований к их безопасности.
«Изъятие портовых ГТС из-под действия указанного закона - большой шаг, который освободит бизнес и «Росморпорт» от излишних бюрократических процедур... Это касается деклараций», - сказал Дмитрий Тарасов.
Внесение соответствующих изменений в законодательство ожидается в течение 2021 года.
Пробелы в регулировании имеются и в сфере водолазных работ. Так, в ходе Конгресса исполнительный директор Ассоциации подрядчиков подводно-технических работ Андрей Новожилов привел печальную статистику: Россия находится на первом месте в мире по количеству случаев водолазов под водой. На втором месте находятся США, остальные страны отстают по количеству таких случаев с большим отрывом.
По словам Андрея Новожилова, тому есть ряд причин, среди которых можно выделить неудовлетворительно составленные требования к подрядчикам, неправомерный перенос опыта из других сфер, заблуждение о том, что заказчик работ не несет ответственности, что опровергает судебная практика.
Техника и флот
Разумеется, при реализации дноуглубительных проектов и выполнении гидротехнических работ необходим соответствующий флот, подводная техника.
В настоящее время для содержания ВВП на балансе администраций внутренних водных путей находится 2359 судов технического флота (годных к эксплуатации - 1908 ед.), в том числе 154 ед. дноуглубительного флота, из которых годных к эксплуатации 120 ед. Средний возраст дноуглубительной техники превышает 36 лет.
Как рассказал в ходе Конгресса заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, ведомство предложило включить в нацпроект развития внутренних водных путей России (ВВП) строительство 49 дноуглубительных судов и 78 самоходных и несамоходных шаланд.
По его словам, на период 2021-24 годов ФКУ «Речводпуть» планируется строительство четырех единиц землесосов производительностью 700 куб. м в час класса РРР проекта 4395. В настоящее время подготовлена документация открытого конкурса, проведение конкурсных процедур и заключение контракта с подрядчиком запланировано не позднее 1 июня 2021 года.
Одновременно, в настоящее время на судостроительном заводе «Лотос» ведется строительство четырех роторно-ковшовых земснарядов по инновационному проекту в период 2020-24 годов, с использованием механизма лизинга. В долгосрочной программе до 2030 года по данной схеме предусматривается строительство еще 16 аналогичных земснарядов.
Также, учитывая особенности определенных бассейнов внутренних водных путей, Росморречфлотом прорабатывается вопрос строительства многофункциональных самоходных мелкосидящих земснарядов с производительностью от 800 до 3 тыс. куб. м в час. Общая потребность в данном типе судов может составить в краткосрочной перспективе четыре ед. и в долгосрочной перспективе около 10 ед.
Как рассказал в ходе Конгресса генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, кооперация по производству корпусов земснарядов и шаланд с последующим их насыщением при помощи производственной базы компании IHC, предполагает постепенную локализацию производства дноуглубительной техники и позволяет параллельно решать задачи импортозамещения на данном направлении. При этом локализацию дноуглубительных судов, строящихся в России, планируется постепенно довести до 80% в течение шести-семи лет.
Важнейшей задачей, также, является пополнение и модернизация флота ФГУП «Гидрографическое предприятие», осуществляющее промерные работы на Северном морском пути.
Как рассказал в ходе Конгресса директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, в 2021 году должны быть построены четыре новых судна для предприятия: «Александр Парфенов», «Всеволод Пересыпкин», «Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин».
Кроме того, к 2025 году должно быть построено головное судно ледового класса Arc7.
Помимо строительства новых судов, запланировано проведение глубокой модернизации трех действующих: «Григорий Михеев» (к середине 2022 года), «Петр Котцов» (к середине 2023 года) и «Алексей Марышев» (к середине 2024 года).
«В мировой практике создаются все более мощные и производительные земснаряды»
Между тем, в мировой практике создаются все более мощные и производительные земснаряды. Последние 20 лет были периодом значительного роста количества и размеров земснарядов, а ведущие проектные бюро продолжают осуществлять поиск принципиальных новых решений, например, по созданию автономных подводных землесосов. Об этом в ходе Конгресса рассказал генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор Геннадий Егоров.
В качестве примера современного высокотехнологичного земснаряда, построенного в России, эксперт привел построенный на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в 2020 году самоходный земснаряд проекта DAMEN TSHD-2000 «Юрий Маслюков».
Отметим, что компания DAMEN выступила генеральным спонсором Конгресса и подтвердила свою заинтересованность в развитии своего присутствия на российском рынке и кооперации с отечественными предприятиями.
Гидротехнические и дноуглубительные работы требуют применения подводной техники и новых экологически чистых технологий. В рамках Конгресса компания «Нониус Инжиниринг» представила свои инновационные разработки и решения в данной сфере.
Благодарим за помощь в организации Конгресса генерального партнера ФГУП "Росморпорт".
Благодарим за поддержку Росморречфлот и ФГУП "Атомфлот".
Благодарим Минтранс России за активное участие в деловой программе Конгресса.
Отдельная благодарность нашему генеральному спонсору - группе компаний "Дамен" (DAMEN) за многолетнюю поддержку конгресса.
Выражаем благодарность спонсорам конгресса - компаниям Boskalis, "Нониус Инжиниринг", ГТНС, "Мордрага", "Невская экологическая дноуглубительная компания" (НЭДК).
Выражаем благодарность спонсорам Форума дноуглубительных компаний, прошедшего в рамках Конгресса - компаниям "КТК-Бункер" и ООО НПО "Композит".