№2 (2020)   |   Судостроение

Лизинг покоряет водный транспорт

Доля нового бизнеса лизинга речных и морских судов за последние три года увеличилась в 4,5 раза. Это свидетельствует о прочном проникновении этого финансового инструмента в отрасль водного транспорта.

В 2019 году российский рынок лизинга хоть и сбавил темпы роста, но при этом сохранил позитивную динамику. По данным «Эксперт РА», объем нового бизнеса российского рынка лизинга, по итогам 2019 года, вырос на 15% и составил 1,5 трлн руб. (новый бизнес — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС. — Прим. ред.). В условиях высокой конкуренции и стремления лизинговых компаний диверсифицировать портфель большинство крупных игроков рынка ставят перед собой цель развивать альтернативные направления, в том числе лизинг морских и речных судов.

Этот тренд прослеживается в аналитических данных. Так, доля нового бизнеса в сегменте речных и морских судов, по сравнению с 2018 годом, выросла на 6 п.п. и составила 10,2%.

В абсолютных значениях объем нового бизнеса лизинга речных и морских судов за 2019 год увеличился почти втрое (с 53 млрд рублей годом ранее) — до 152 млрд руб.

РАЗВИТИЕ В РЕЖИМЕ ГОСПОДДЕРЖКИ

Одна из важных задач транспортной отрасли страны — замещать выбывающий флот и наращивать объемы судостроения. Самым эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является программа Минпромторга России по субсидированию кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов.

В рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» предусмотрено субсидирование процентов по кредитам и лизингу судов, строящихся на российских верфях. Финансировать такие проекты должны российские финансовые организации.

С 2009 по 2019 годы в рамках данной программы выделено 12 млрд руб. бюджетных ассигнований.

Еще одной эффективной мерой господдержки отрасли является разработанный Минпромторгом РФ судовой утилизационный грант, направленный на развитие программ утилизации и замены судов, выслуживших нормативные сроки службы и не соответствующих современным требованиям безопасности, оснащение коммерческого флота конкурентоспособными судами речного и смешанного плавания, а также способствующий внедрению новых технологий в отрасль и обновлению производственных мощностей. Судоходная компания в рамках данной меры поддержки получает единовременную выплату в счет оплаты строительства нового судна при условии сдачи на утилизацию старого судна. Данный грант действует, если возраст утилизируемого судна превышает 30 лет. Суммарный объем финансирования за 2017–2019 годы составил 1 млрд руб., при этом в период 2020–2022 годов планируется выделять ежегодно по 500 млн руб.

Кроме этих программ государственной поддержки развития судостроительной и судоходной отраслей также действуют крабовые аукционы, квоты на вылов рыбных ресурсов и другие меры. За счет госпрограммы судостроительная отрасль получила 100 единиц крупнотоннажного флота, создала и сохранила 10 тыс. рабочих мест.

БЕЗ ТОРМОЗОВ

На сегодняшний день НДС является определенным стоп-фактором для еще большего проникновения лизинга в судоходную и судостроительную отрасли. Дело в том, что существует специальная норма: при строительстве судна на российской верфи и при последующей его регистрации в Российском международном реестре судов первый приобретатель не платит НДС. При этом лизинговая услуга всегда облагается НДС, за исключением авиации. Чтобы избежать удорожания судна на сумму НДС при лизинге, необходимо рассмотреть возможность отмены этого налога по примеру авиационной отрасли.

Лизинг речных и морских судов растет, но не так быстро, как, например, грузовых или легковых автомобилей. За последние три года доля нового бизнеса этого сегмента увеличилась почти в 4,5 раза. Очевидно, что если произойдет обнуление НДС, то рост рынка может быть кратным.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Комплексные задачи по развитию отрасли могут быть реализованы только с участием финансовых институтов и их отраслевых программ финансирования. Одним из таких инструментов финансирования уже длительное время является лизинг. По итогам работы в 2019 году Газпромбанк Лизинг вышел на второе место в сегменте «суда (морские и речные)» среди российских лизинговых компаний по объему нового бизнеса с долей 11%. По размеру портфеля компания занимает четвертую позицию с портфелем более 12 млрд руб.

Лизинг судов — одно из стратегических направлений, которое планирует развивать Газпромбанк Лизинг. В портфеле компании уже присутствуют сделки по финансированию пассажирского и грузового флота. В 2019 году Газпромбанк Лизинг профинансировал сложную по структуре сделку с участием иностранного партнера. Был заключен контракт на финансирование приобретения балкеров ледового класса для эксплуатации в Арктическом регионе. Еще одну сложную сделку — финансирование строительства барже-буксирного состава для одного из операторов грузовых судов — Газпромбанк Лизинг провел, координируя работу сразу двух верфей.

Софья Винарова




Партнеры номера