Нюансы негабаритной перевозки

Накануне закрытия навигации 2023 года на Волге в условиях тумана и первых заморозков была выполнена сложная операция по транспортировке негабаритного тяжеловесного оборудования водным путем. Две коксовые камеры общим весом более 500 тонн были доставлены из Волгограда в Новокуйбышевск. В реализации этого транспортного проекта участвовали специалисты из 50 различных компаний.

ОАО «Волгограднефтемаш» (город Волгоград) с 18 по 21 ноября 2023 года отгрузило две коксовые камеры для нефтеперерабатывающего завода в Новокуйбышевске. 22 ноября стало началом операции по доставке этого нестандартного груза по внутренним водным путям. Каждая камера весила 271 тонну, её длина составляла 30,5 м, диаметр — 8,4 м.

Через неделю, 27 ноября, преодолев путь в 820 км, груз был успешно доставлен водным транспортом на причал в поселке Маяк и выгружен накатным методом. А последующая автомобильная перевозка от причала до стройплощадки НПЗ состоялась через месяц — 25 декабря. 

Выполнение такого транспортного проекта требует тщательной подготовки и проработки, привлечения различного оборудования и ресурсов, знаний и опыта профессионалов различных направлений и сфер деятельности. Заказчиком работ по доставке выступило ОАО «Волгограднефтемаш», исполнитель — экспедиторская компания, специализирующаяся на доставке проектных и тяжеловесных грузов ООО «Мессор Проджектс». Всю проектную часть транспортировки водным транспортом выполнила компания «ТрансИнжиниринг Компани» (проекты размещения, крепления, выкатки груза и проект балластировки баржи). 

Исполнительный директор ООО «Мессор Проджектс» Марк Баум:

— Подобный транспортный проект — это сложная взаимосвязанная работа. Доставкой коксовых камер для Новокуйбышевского НПЗ  занимались специалисты более 50 компаний контрагентов. Для реализации проекта необходимо знать, просчитать возможные риски и применить все имеющиеся решения для их минимизации. Важно не только определить даты, объем работ, организовать и скоординировать всех участников транспортировки, но и привлечь к работам профессионалов своего дела. Это слаженная работа, к которой привлекаются люди, имеющие практический опыт своей специализации будь то балластировка, или буксировка.

Проект в деталях

Времени на подготовку к транспортировке было не так много. Договор заказчик — ОАО «Волгограднефтемаш» и исполнитель (экспедитор, организующий полный цикл работ по транспортировке) — ООО «Мессор Проджектс» заключили 12 октября 2023 года. За месяц предстояло провести огромную подготовительную работу. Было принято решение выполнить транспортировку по воде по следующему маршруту:

  • Сначала наземным транспортом предстояло преодолеть путь в 1,2 км и доставить груз на самоходном модульном прицепе SPMT от цеха «Волгограднефтемаш» на спецпричал предприятия в г.Волгограде, оборудованный краном грузоподъемностью 640 тонн.
  • Затем направить баржебуксирный состав по Волге до Самарского речного порта.
  • Далее двигаться по несудоходным рекам Кривуша и Чапаевка до причала Новокуйбышевского НПЗ в поселке Маяк.
  • На финальном этапе, также наземным транспортом, произвести доставку груза самоходным модульным прицепом на расстояние 15 км до строительной площадки НПЗ.

Первую камеру заказчик отгрузил 18 ноября, вторую — 20 ноября. В течение суток камеры доставлялись на причал. За 30 часов были выполнены работы по их погрузке, креплению и балластировке баржи, и 22 ноября баржебуксирный состав отправился в путь по Волге.

Волжский путь

При разработке концепции проекта рассматривались сразу несколько сценариев его реализации, с учетом рисков закрытия навигации: если поставка оборудования произойдет после закрытия навигации, то на условиях частичной или полной коммерческой навигации; и если транспортировка вписывается в период навигации.

В итоге сработал последний вариант, баржебуксирный состав успел пройти по Волге два шлюза буквально за несколько часов до закрытия навигации. Баржа с грузом успела протий первый шлюз Волжской ГЭС (Волгоградская область) — 22 ноября, до начала коммерческой навигации, и Балаковский шлюз (Саратовская область) — 24 ноября за несколько часов до закрытия навигации.

Этот этап был достаточно напряженный, так как буксировку по Волге было необходимо выполнить без сбоев и остановок, чтобы успеть до закрытия навигации. Задача усложнилась тем, что буквально за две недели до начала буксировки, судоходная компания, изначально планировавшая принять участие в проекте, изменила свои планы. В итоге баржу и буксир согласилась предоставить судоходная компания «Морвенна», которая имеет богатый опыт в транспортировке проектных грузов.

Начальник отдела эксплуатации флота СК «Морвенна» Альберт Бердеев:

— Морские и речные негабаритные перевозки одно из ключевых направлений деятельности компании «Морвенна», поэтому мы понимали насколько важно в сложившихся обстоятельствах поддержать коллег и принять участие в этом проекте. Для его реализации мы предоставили баржу проекта 6516, «Морвенна–2501» грузоподъемностью 2525 тонн и буксир проекта 81200, «Герои Заполярья» до Самарского речного порта. Буксировка проводилась накануне закрытия навигации и осложнялась первыми заморозками и плотным туманом, который в ноябре достаточно частое явление для Волги. По нашему опыту важно предусмотреть различные варианты развития событий, чтобы исключить возможные риски. Работа с проектными грузами — это ответственность и холодный расчет.

По необслуживаемым рекам

После Самарского речного порта маршрут продолжился уже по необслуживаемым рекам (без навигационной обстановки) Кривуша и Чапаевка до причала Новокуйбышевского НПЗ в поселке Маяк. По словам Марка Баума, заранее по заказу Новокуйбышевского НПЗ ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (Самарский РВПиС) провело дноуглубительные работы на этих реках, где глубины на отмелях составляли всего 50 см. «Мы к этой работе не имели никакого отношения, но контролировали ее, так как нам впоследствии нужно было идти по этому участку протяженностью в 32 км», — пояснил Марк Баум.

Для транспортировки по этому отрезку пути СК «Морвенна» передала баржу компании «Мессор Проджектс» для последующего сопровождения двумя буксирами компании «Порт Тольятти» — местной судоходной компании, плавсостав которой имеет практический опыт и понимает серьезность задачи прохода по р.Чапаевке. Дело в том, пояснил Марк Баум, что несмотря на дноуглубление осадки в этих реках критические. Кроме того, русло рек очень извилистое, из-за чего здесь сложно проходить с длинной баржей.

Но это еще не все из возможных испытаний. Дополнительный сюрприз преподнесла погода. За день до прихода груза, 24–25 ноября, начались ночные заморозки до -18 градусов и на реках начал образовываться лед. Поэтому за день до операции по маршруту пришлось отправлять буксир ледового класса, чтобы не допустить образования ледяной корки более 10 см.

«К ледоставу на небольших реках мы были готовы и понимали, какие технологии применять, как действовать. Опасение вызывали предстоящие балластные операции при отрицательных температурах. На момент выгрузки 25-27 ноября ожидались сильные морозы. При морозе в 15-20 градусов надо быть готовым к тому, что начнут замерзать помпы, при помощи которых осуществляется балластировка баржи, — вспоминает Марк Баум. — Для таких работ мы привлекли команду балластировщиков «Ростовской стивидорной компании» (РСК), которая имела опыт проведения балластных операций при минусовых температурах».

В итоге все получилось. Несмотря на имеющиеся сложности, за счет до мелочей продуманных действий, два буксира подхватили зашедшую в реку Кривуша баржу с грузом и за 6-7 часов доставили ее до причала в поселке Маяк. Далее коксовые камеры на самоходных модульных прицепах накатным методом были выгружены на причал. Спустя месяц (25 декабря), в течение которого согласовывалась сложнейшая наземная перевозка, груз был доставлен на строительную площадку.

Таким образом, в запланированный срок — 27 ноября была завершена операция по транспортировке негабаритного тяжеловесного груза водным транспортом, а к концу года груз находился на строительной площадке НПЗ.

Что касается флота СК «Морвенна», участвовавшего в операции, то в соответствии с договором и по согласованию судоходной компании, зимоотстой флота обеспечивает компания «Мессор Проджектс». Буксир, после передачи баржи,  отправился к месту стоянки на базу компании «Нефтефлот» в городе Самаре, а чуть позже после выгрузки туда же была доставлена и баржа.

Татьяна Вильде