№2 (2020)   |   Судостроение

Внимание на верфи

Российские верфи, так же как и флот, нуждаются в обновлении и экономических стимулах для модернизации производственных мощностей. Тогда отечественные судостроительные заводы смогут строить современные высокотехнологичные суда быстрее и дешевле.

Возрождение отечественного судостроения сегодня происходит в основном благодаря активной роли государства, которое является как прямым заказчиком, так и создает благоприятные условия, стимулирующие частные компании строить новый флот на российских верфях. Следует отметить, за последнее десятилетие отечественные верфи, в большей степени ориентированные на выполнение гособоронзаказа смогли частично обновить производственные мощности в рамках госпрограмм ОПК. Кроме того, в настоящее время реализуются отраслевые меры государственной поддержки предприятий ОПК, которые включают в себя специальные инвестиционные контракты, предоставление займов в рамках Программы Фонда развития промышленности «Конверсия» на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Одновременно отмечается тенденция на снижение доли гособоронзаказа в общем объеме судостроительной продукции. По оценке ОСК, корпорация должна достичь паритета между военной и гражданской продукцией в течение ближайших девяти–десяти лет.

Как ранее отмечал в одном из интервью глава Минпромторга России Денис Мантуров: «В судостроении произошел перелом в сторону развития гражданского сектора благодаря тому, что была запущена программа, которую кратко называют «квоты под киль»… Впервые за много лет на судостроительные предприятия пришли рыбопромысловики». То есть государству удалось создать и внедрить эффективные механизмы, стимулирующие отечественный судоходный бизнес вернуть заказы на российские верфи.

ВНЕ ГРАФИКА

Однако судостроители, получив долгожданные гражданские контракты, столкнулись с новыми сложностями. Одна из ключевых проблем отечественных судостроителей — длительные сроки строительства судов и перенос сроков их сдачи. Как пояснили «ПортНьюс» в АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), проблемы со сроками передачи судов возникают, как правило, на головных заказах, что в первую очередь связано со значительным объемом ОКРов.

«Главная причина переноса графиков строительства судов, — дополнил генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарев, — отсутствие готовой рабоче-конструкторской документации под ключ. Когда заказчик выбирает проект, он выбирает концепцию, на основании которой необходимо разработать детальные чертежи с учетом пожеланий заказчика по оборудованию, корректировок РМРС.
Проектирование, перепроектирование и согласование требуют времени. У заказчика должно быть понимание, что, если мы строим по новому проекту, строительство головного и первого серийного судов займет максимальное количество времени. В контрактах нужно учитывать эти сроки. При этом серийные суда следует закладывать с достаточным временным интервалом, чтобы не пришлось вносить в их чертежи корректировки. А в глобальном плане нужно усиливать проектное направление в отрасли».

В реальности ситуация складывается так, что чуть ли не каждое гражданское судно является головным, а это усложняет процесс строительства и влияет на сроки. «Поскольку гражданское судостроение — низкомаржинальная сфера, верфь начинает получать более или менее стабильную прибыль только на больших и длительных сериях судов, — отметил начальник отдела маркетинга ПАО «Выборгский судостроительный завод» (ВСЗ) Никита Ворошилов. — Следовательно, строя в основном головные суда, верфи лишь копят убытки и ухудшают собственные финансовые показатели, что не дает им нормально развиваться: сокращать сроки постройки судов
и наращивать мощности».

То есть увеличение количества гражданских заказов в сложившихся условиях, увы, не способствует обновлению и модернизации судостроительных мощностей. В настоящее время более стабильно и уверенно на рынке работают в основном отечественные верфи, которые строят большие серии речного флота и суда смешанного река — море плавания. К сожалению, ранее принятых мер государственной поддержки недостаточно для обновления производственных мощностей верфей, поэтому подавляющее число верфей
России не может проводить спланированную и комплексную модернизацию мощностей, их ресурсов, как правило, хватает лишь на точечные меры.

При этом ввиду отсутствия ограничений на заказы за рубежом конкурентами верфей России являются новейшие, зачастую недавно построенные высокоразвитые производства, аккумулирующие у себя заказы всего мира и обладающие за счет этого значительными
ресурсами, пользующиеся прямой государственной поддержкой и преференциями (речь идет о верфях Китая, Турции, Кореи). Кроме этого, в настоящее время почти все верфи страны после резкого роста числа заказов (в первую очередь на рыбопромысловые суда) столкнулись с острым дефицитом квалифицированных производственных рабочих, восполнить который за короткое время просто неоткуда, на это потребуется много лет. Таким образом, ускорить строительство за счет наращивания числа рабочих также не представляется возможным.

РЕЦЕПТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Во всем мире судостроительный бизнес устроен таким образом, что для его развития необходимо государственное вмешательство. Во многих странах существуют меры прямой и косвенной государственной поддержки, которые так или иначе компенсируют до 20% стоимости судна. Например, судостроительные предприятия Южной Кореи и Китая получают государственные дотации, что позволяет им продавать свои суда дешевле и, соответственно, обеспечивает конкурентное преимущество на мировом рынке. К таким мерам относятся:
льготное кредитование, прямая докапитализация верфей, компенсация части стоимости судна при поставке на экспорт, части накладных расходов и т. д. и т. п.

В России финансовые проблемы верфей зачастую решаются косвенно через обеспечение заказами. Между тем судостроители, определив характерные для отрасли проблемы, обозначили, какие меры господдержки будут способствовать их решению. В ОСК считают, что прежде всего необходимо рассмотреть возможность изменения размера таможенных пошлин на импорт судового комплектующего оборудования, а также внесения некоторых изменений в постановление правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (от 17 июля 2015 года) в части гармонизации требований к локализации судового комплектующего оборудования в отношении видов судов.

Кроме этого, в корпорации предлагают рассмотреть возможность введения государственных субсидий предприятиям Дальнего Востока, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от предлагаемой ими цены контракта с утверждением соответствующего перечня товаров, работ, услуг.

Условия хозяйствования предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в первую очередь фондоемких отраслей, таких как судостроение и судоремонт, не позволяют на равных конкурировать с подобными предприятиями, расположенными в иных местностях с благоприятным климатом и развитой логистической сетью. Средняя величина удорожания продукции на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, составляет не менее 21,1%, по сравнению с предприятиями, расположенными в других регионах, что ставит их в неравные конкурентные условия.

Помимо этого, есть необходимость в увеличении финансирования программы лизинга морских и речных гражданских судов на период до 2030 года, реализуемой в рамках программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».

На Выборгском судостроительном заводе отмечают, что реальную поддержку судостроительным заводам оказали ли бы следующие меры: формирование работающих механизмов по приоритетному размещению заказов на отечественных верфях; детальный анализ возможностей по модернизации производственных мощностей и помощь в финансировании такой модернизации. Позитивной и своевременной могла бы стать помощь государства по докапитализации проблемных верфей и расчистке/реструктуризации их долгов. Это поможет верфям встать на ноги, нарастить производственный портфель и перейти от режима выживания к нормальной работе. Есть потребность и в кредитах, по льготным ставкам по аналогии с мировыми лидерами судостроения. Такая работа на уровне правительства уже ведется, начиная с июля 2019 года, более того, в отношении ряда предприятий приняты конкретные программы по финансовому оздоровлению.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Первые шаги, направленные на поддержку судостроительных заводов, государство стало предпринимать еще при строительстве на Дальнем Востоке судостроительного завода ООО «ССК «Звезда». С 2020 года ООО «ССК «Звезда» будут оказаны меры господдержки по субсидированию на строительство 15 судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ 2» и трех судов-продуктовозов типа MR на газомоторном топливе.

Помимо этого, в начале 2020 года Фонд развития промышленности (ФРП) предоставил заем ПАО «Выборгский судостроительный завод» (входит в ОСК) на 700 млн руб. под 1% годовых в первые три года и 5% на оставшиеся два года, под поручительство ОСК. На эти средства в 2020 году ВСЗ планирует провести модернизацию производства. Заемные средства пойдут на постройку новых мощностей и закупку оборудования, что позволит в 1,3 раза увеличить объем производства рыболовецких судов и адаптировать производство к выполнению эффективных заказов со сроком окупаемости до полутора лет.

В настоящее время Минсельхоз России разрабатывает новую меру государственной поддержки, предполагающую предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа, предусмотренных договором о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях.

Размер субсидии по проекту постановления составляет 20% от стоимости строительства судна (без учета НДС), но не более 340 млн руб. Предельный размер субсидии рассчитан с учетом средней стоимости строительства судов-краболовов, которая составляет порядка 1,7 млрд руб.

Минпромторг России в текущем году намерен вновь выступить с инициативой пересмотреть ситуацию и распространить нулевую ставку НДС на все виды судоремонта. Применение нулевой ставки НДС позволит предприятиям судоремонтной отрасли, в том числе военно-промышленного комплекса, применять налоговые вычеты, что положительно скажется на их экономическом положении, а также повысит конкурентоспособность отечественного судоремонта.

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ОБНОВЛЕНИЯ

Спрос на гражданскую продукцию связан с необходимостью решать задачи по обеспечению стратегического присутствия России в Арктике, развития Севморпути, обеспечения транспортной и продовольственной безопасности отдельных районов. Для строительства сложных и современных судов необходимо не только модернизировать действующие верфи, но и строить новыевысокотехнологичные судостроительные мощности. В рамках решения этой задачи в России реализуются несколько крупных стратегических инвестиционных проектов.

В интервью Федеральному агентству новостей вице-президент ОСК Василий Бойцов рассказал:  «Строительство гражданских судов после нескольких десятилетий, когда на отечественных верфях они практически не создавались, — ​сложная задача. Для ее решения необходимо как активное использование нашего интеллектуального потенциала, так и модернизация производственных мощностей, а зачастую и создание новых. Поэтому мы развиваем и конструкторские бюро, и предприятия, ориентируясь на строительство высокотехнологичных судов, которые отвечают самым высоким мировым стандартам. Это потребует консолидации всех наших усилий».

По его информации, модернизация — ​процесс, который на предприятиях ОСК идет постоянно. В частности, Балтийскому заводу, приступившему к большой работе в рамках Федеральной целевой программы по модернизации предприятий, от государства выделено 4 млрд руб. Средства будут направлены на реконструкцию и техническое перевооружение корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства, а также на строительство трубообрабатывающего комплекса.

Большая инвестиционная программа реализуется на «Севмаше», где модернизация также идет полным ходом. Продолжается обновление в одном из старейших цехов «Севмаша» — ​сталелитейном: там появились два новых крана для переноски многотонных деталей. На литейном участке уже работают две новые индукционные плавильные печи. Введена в эксплуатацию центробежная машина для производства втулок, смеситель с вибростолом и т. д.

Модернизируются «Адмиралтейские верфи». Как уточнили «ПортНьюс» в ОСК, также продолжаются работы по модернизации «Северной верфи». В 2018 году были завершены работы по реконструкции достроечной набережной и строительству западного причала. В феврале 2019 года был расторгнут договор с генеральным подрядчиком ОАО «Метрострой». Для того чтобы работы по модернизации не прекращались в апреле того же года был заключен договор с новым подрядчиком и строительно-монтажные работы были продолжены. К настоящему времени доработана проектно-сметная документация, которая сейчас находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Одновременно с этим Северная верфь готовится к закупочным процедурам на изготовление и поставку металлоконструкций эллинга продолжению строительно-монтажных работ. Завершение работ по основному этапу планируется на I квартал 2021 года. После модернизации в Северо-Западном регионе появятся мощные стапельные места для строительства гражданских судов длиной до 250 м. Здесь будет возможно строительство крупнотоннажных судов (например, танкеров класса «Афрамакс»), судов снабжения ледового класса, перспективных научно-исследовательских судов, кораблей океанской морской зоны.

«Программа модернизации предприятий ОСК весьма внушительная, и сумма, заложенная на мероприятия в рамках этой программы, исчисляется миллиардами. В нее включены все ключевые предприятия корпорации», — ​отметили в ОСК.

Также в России развернуто активное строительство новых верфей. В частности ПАО «НОВАТЭК» реализует инвестиционный проект «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с. Белокаменка Мурманской области» (Кольская верфь) для создания линий «Арктик СПГ 2». В июле 2019 года Мурманская область предоставила налоговые льготы для проекта «НОВАТЭКа» по созданию Кольской верфи. Со своей стороны, ООО «НОВАТЭК-Мурманск» обязуется до конца 2022 года осуществить капвложения на сумму не менее 102 млрд 850 млн руб., обеспечить прирост доходов консолидированного бюджета области от реализации инвестпроекта на сумму не менее 30 млрд 800 млн руб.

В мае 2020 года в рамках постановления правительства РФ (от 12 мая 2020 года № 656) на территориях городского округа «Город Мурманск» и муниципального образования «Кольский район» Мурманской области создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Столица Арктики». Это первая арктическая территория опережающего социально-экономического развития с преференциями, действующими на Дальнем Востоке. Управляющей компанией ТОР «Столица Арктики» является Корпорация развития Дальнего Востока. Таким образом, на крупнейший инвестпроект в Мурманской области — ​ЦСКМС с объемом инвестиций 120 млрд руб. на 15 тыс. рабочих мест будут распространены меры государственной поддержки в рамках ТОР. Предполагается, что после завершения постройки объектов для проекта «Арктик СПГ 2» ЦСКМС сможет заниматься изготовлением практически любых крупнотоннажных морских сооружений.

На Дальнем Востоке второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края продолжается строительство, который создается консорциумом во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению президента России Владимира Путина. Частично производство было запущено в эксплуатацию в 2016 году, в настоящее время ведется дальнейшее строительство ССК «Звезда». В апреле 2020 года на верфь доставлен батопорт длиной 114 м и высотой 12 м для крупнейшего в стране сухого дока. Сухой док — ​ключевой элемент второй очереди завода, крупнейшее в стране гидротехническое сооружение размерами 485×114×14 м.

На сегодняшний день портфель заказов судоверфи составляет более 40 судов, с учетом опционов — ​около 60. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов.

По мере реализации проекта в продуктовую линейку ССК«Звезда» войдут танкеры водоизмещением

до 350 тыс. тонн, суда ледового класса, для транспортировки грузов, специальные суда и другая морская техника любой сложности, характеристик и назначений, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Для обновления речного флота Сибири в апреле 2019 года в рамках федеральной государственной программы началось строительство современной верфи на базе существующего Жатайского судостроительно-судоремонтного завода. Проект АО «Жатайская верфь» — ​единственный проект из Якутии, включенный в госпрограмму РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». На верфи планируется строить по десять судов в год, модернизировать и утилизировать устаревший флот. Уже в следующем году на стапеле будет заложено первое судно.

В настоящее время ведутся строительные работы по возведению блока корпусных производств, предусмотрена реконструкция существующего слипа с увеличением количества веток открытых стапельных мест. Проводятся мероприятия по организации участка по утилизации списанных судов. Финансирование на строительство судоверфи составит порядка 4,2 млрд рублей из федерального бюджета, а общая сумма бюджетных ассигнований — ​5,8 млрд руб. В феврале 2020 года  председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление № 149, которым включены земельные участки АО «Жатайская судоверфь» в территорию опережающего социально-экономического развития «Якутия».

Татьяна Вильде



Партнеры номера