Испытания российской арктической экспедиции

«Сильный цейтнот, а важных решений не принято»

Фото с сайта ocean.ru

Океанолог, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник – руководитель группы полярной океанологии в составе Лаборатории гидрологических процессов Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН Сергей Писарев, который принимал участие в 25 арктических дрейфующих станциях, а в 1994 году возглавлял первую дрейфующую экспедицию под флагом РФ в рамках российско-американского эксперимента, рассказал «ПортНьюс» о программе научных исследований и возможностях экспедиции в зависимости от выбранного транспортного средства. 

- Каковы возможности двух судов, на которых может состояться экспедиция? 

- Сам факт того, что Россия, как арктическая держава, может организовать международную экспедицию в 2022-2023 годах и провести масштабную программу исследований, безусловно, важен. Характеристики льда в Центральном Арктическом бассейне, с точки зрения организации ледовых платформ, сильно ухудшились в последнее время: лед стал тоньше, и его стало меньше, он дрейфует быстрее по сравнению, например, с периодом первой советской дрейфующей станции 1937 года и последней экспедиции 1993 года. Последние станции,  которые организовывались Россией в 2003-2013 годах, эвакуировались досрочно в половине случаев. Жить, работать и выполнять программы экспедиций полярники на разламывающихся льдинах не могут, поэтому нужна платформа.

«Академик Трешников» — это относительно новое судно, ему около 6 лет. И это научно-исследовательское судно высокого ледового класса, оснащенное лебедками. Таким образом, оно годится как для доставки экспедиции, так и для того, чтобы быть вмороженным в лед и являться платформой для выполнения программы дрейфующей экспедиции. Основные преимущества судна заключаются в том, что число научного состава, который там может находиться, составляет около 60 человек. Кроме этого, есть частично оборудованные лаборатории. Чего-то прицельно лучшего пока в России нет.

Самодвижущаяся ледостойкая платформа «Северный полюс» специально строилась для дрейфов в Арктике. Судно имеет специальную форму, которая препятствует сжатию его во льдах. Платформа позволяет находиться в долгосрочном дрейфе максимум до трех лет.

У платформы гораздо более слабый двигатель по сравнению с судном высокого ледового класса «Академик Трешников». Мне СЛП напоминает самоходную баржу. Два основных недостатка платформы с точки зрения научной программы: допустимое количество людей на борту и связанные с этим расходы на ротацию состава экспедиции или сокращение числа проводимых исследований.  

Так, число людей научного состава, которое может находиться на платформе, в два раза меньше, чем на «Академике Трешникове». Программа предусматривает участие научных организаций, различных министерств и ведомств по всей России, которые в случае принятия решения о работе экспедиции на платформе физически на ней не поместятся. Единственный способ доставить в экспедицию всех участников — осуществить больше ротаций самолетами и вертолетами даже по сравнению с «Академиком Трешниковым», что удорожает процесс и усложняет логистику. Изначально СЛП планировалось использовать для мониторинговых дрейфов, в которых не участвует большое количество организаций, а состав не превышает 30 человек. Для подобных задач платформа годится, но в рамках запланированной программы об участии широкого круга институтов речи идти не может. 

Кроме этого, платформа еще строится. Очевидно, что в ее первом дрейфе может быть выявлен ряд недостатков. Для того, чтобы выявлять эти недостатки, нужны дополнительные специалисты, то есть нет предпосылок, что все 34 доступных на платформе мест займут ученые, это еще более сократит научную программу. Если судно будет проходить ледовые испытания во время первого дрейфа, то оно будет занято датчиками и лаборатории будут не свободны.

Учитывая то, что программа, согласованная для «Академика Трешникова», уже была сокращена, повторное урезание исследований изменит ее в корне. Следовательно, использование СЛП не рационально для той большой, задуманной ранее экспедиции. 

Фото ААНИИ Никита Кузнецов, Александр Николаев

- Какие разделы исследований могут быть исключены из программы, если будет использована платформа? 

- По моему мнению, в условиях сокращения времени работы и состава может быть отменен ряд исследований в области акустики, биологии и оптики. Мы не можем продолжать проводить в Арктике только мониторинговые измерения в области гидрометеорологии, а для того, чтобы подтянуть остальных специалистов, необходимо обеспечить ротацию, расширенный состав специалистов на борту, чтобы как можно больше научных групп приняли участие в экспедиции. Это может показаться идеалистическим лозунгом, но именно такая программа была утверждена, а теперь происходят разные ее модификации.

- Ранее сообщалось, что в рамках председательства России в Арктическом совете в 2022-2023 годах в экспедиции могут принять участие международные организации. Подтверждается ли интерес коллег? 

На данный момент ни одна российская или международная организация не подтвердила участие в экспедиции на платформе, потому что официальной программы исследований, приглашения им не поступало. Я знаю это, потому что состою в группе морских исследований при Международном арктическом научном комитете (IASC) и общаюсь с его участниками. Предыдущий проект, предполагавший работу ледокола «Капитан Драницын», рассказывал о параметрах — количестве человек на судне, помещениях, часах работы за бортом. Эти данные позволяют государственным организациям сверить условия работы с заданиями, понять потребности и принять решение об участии в экспедиции. Предполагалось, что научные группы будут меняться каждые два-три месяца.  В отношении экспедиции на платформе «Северный полюс» логистические детали пока неизвестны.  Это задерживает всю цепочку принятия решений.  
Иностранные коллеги, как и государственные учреждения в России, подвержены процессу согласования бюджета на участие в мероприятиях, утверждению расходов итд. Даже если параметры экспедиции объявят в марте, то полгода – экспедицию планируют начать осенью – это очень короткий период для планирования. В такие сжатые сроки привыкли работать только российские специалисты. Для сравнения, я состоял в оргкомитете Международной полярной экспедиции MOSAiC (проект разработан международным консорциумом полярных институтов во главе с германскими Институтом Альфреда Вегенера и Центром полярных и морских исследований им. Гельмгольца) за восемь лет до ее старта. У нас цейтнот сильный, а важных решений до сих пор не принято.  
В Росгидромете добавили, что проект проведения первой экспедиции на ЛСП «Северный полюс» был представлен в 2021 году на заседании Российской академии наук и XI международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». В настоящее время выполняется подготовка научной программы экспедиции.

- На данный момент ни одна российская или международная организация не подтвердила участие в экспедиции на платформе, потому что официальной программы исследований, приглашения им не поступало*. Я знаю это, потому что состою в группе морских исследований при Международном арктическом научном комитете (IASC) и общаюсь с его участниками. Предыдущий проект, предполагавший работу ледокола «Капитан Драницын», рассказывал о параметрах — количестве человек на судне, помещениях, часах работы за бортом. Эти данные позволяют государственным организациям сверить условия работы с заданиями, понять потребности и принять решение об участии в экспедиции. Предполагалось, что научные группы будут меняться каждые два-три месяца.  В отношении экспедиции на платформе «Северный полюс» логистические детали пока неизвестны. Это задерживает всю цепочку принятия решений.  

Иностранные коллеги, как и государственные учреждения в России, подвержены процессу согласования бюджета на участие в мероприятиях, утверждению расходов итд. Даже если параметры экспедиции объявят в марте, то полгода – экспедицию планируют начать осенью – это очень короткий период для планирования. В такие сжатые сроки привыкли работать только российские специалисты. Для сравнения, я состоял в оргкомитете Международной полярной экспедиции MOSAiC (проект разработан международным консорциумом полярных институтов во главе с германскими Институтом Альфреда Вегенера и Центром полярных и морских исследований им. Гельмгольца) за восемь лет до ее старта. У нас цейтнот сильный, а важных решений до сих пор не принято.  

* В Росгидромете эту информацию прокомментировали так: «Проект проведения первой экспедиции на ЛСП «Северный полюс» был представлен в 2021 году на заседании Российской академии наук и XI международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». В настоящее время выполняется подготовка научной программы экспедиции».

Интервью взяла Яна Войцеховская