Транспорт в деталях. Электросуда

Развитие в России

Эковольт 2.0 – российский электро катамаран для перевозки пассажиров

Активная деятельность по развитию электрического водного транспорта с недавнего времени ведется и в России.

В 2019 году российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» разработала первое пассажирское речное судно на электротяге «Эковольт» (Ecovolt). В 2020 году электрокатамаран, построенный на верфи «Эмпериум» под Санкт-Петербургом, был спущен на воду, прошел несколько испытаний и получил сертификат Российского речного регистра.

На сегодня «Эмпериум» выпускает шесть видов судов на электрической тяге: скоростной катамаран «Экокрузер» (Ecocruiser) вместимостью до 120 человек, суда «Эковольт» в компоновках 1.0, 2.0, 3.0, предназначенные для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, а также водные автобусы-электроходы «Экобас» (Ecobus) и «Ситивольт» (Cityvolt).

Регулярные речные перевозки пассажиров на электросудах отечественного производства на базе государственно-частного партнерства могут быть запущены в 18 регионах, в том числе в Ленинградской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Иркутской областях, Красноярском и Краснодарском краях, Республиках Крым, Якутия и Бурятия. Объем необходимых инвестиций оценивается в 30 млрд рублей, из которых 20 млрд потребуется на закупку флота и 10 млрд – на создание сопутствующей инфраструктуры.

ОПЫТ МОСКВЫ

В Москве планируется создать флот из 21 электрического судна, построить 23 инновационных понтонных причала, 6 береговых зарядных станций и 2 пункта базирования. До конца 2022 года в тестовом режиме в столичную акваторию будут запущены первые суда на электротяге. Новый экологический вид транспорта не будет оказывать негативного воздействия на окружающую среду из-за применения альтернативного вида топлива в судоходстве – электрических аккумуляторов.

Электрические водные трамваи – полностью российская разработка с использованием отечественных материалов, конструкций и технологий.

Современные передовые технологии в конструкции водных электротрамваев:

  • полностью электрические двигатели;
  • оптимизированные обводы корпуса, позволяющие экономить энергию;
  • автоматическая зарядка судов при швартовке к плавучему причалу.

Инновационные причалы для электросудов изготавливают в Санкт-Петербурге и Перми. Они станут мини-вокзалами для новых удобных поездок и обеспечат возможность ускоренной зарядки – суда будут заряжаться прямо во время остановок всего за несколько минут. Это существенно сокращает время в пути и ожидание как для самих судов, так и для пассажиров. Основная зарядка будет производиться в ночное время.

Современные конструкции причалов позволяют подстроиться под разный уровень воды. Это значительно упростит швартовку судна «носом», сделает остановки для москвичей комфортнее. Причалы будут оснащены зонами отдыха, кафе с панорамными видами, медиаэкранами, высокоскоростным Wi-Fi, оборудованы для маломобильных пассажиров.

На Москве-реке поэтапно начнут работу два маршрута:

  • в западной части столицы – «Фили – Киевский вокзал», протяженностью 12,5 км;
  • и на юге Москвы – «Печатники – Автозаводский мост», длиной 14,3 км.

При выборе районов для регулярных маршрутов электрических судов важным критерием являлась возможность сократить время в пути. У каждого крупного жилого комплекса на планируемых маршрутах будет свой причал, работающий круглогодично.

Для первого маршрута «Фили – Киевский» выбрали районы, которые активно строятся и развиваются, чтобы жители сразу привыкали к новому виду транспорта – это зона «Москва-Сити».

По расчетам специалистов Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, примерно за 20 минут пассажиры смогут добраться от дома до «Сити» без пересадок на другой транспорт и с красивым видом по пути. Весь маршрут займет около 50 минут.

В некоторых случаях это будет серьезная экономия времени для жителей по сравнению с поездками на других видах транспорта. Например, путь от популярного парка «Фили» до причала «Верхние Мнёвники» на западе Москвы на автобусе занимает 1 час с небольшим, а по воде житель потратит всего 18,5 минуты. Это в три раза быстрее.

Второй маршрут «Печатники – Автозаводский мост» – исторический, туда с Южного речного вокзала раньше отправлялось несколько маршрутов. Сегодня в этом районе строится около 1,5 млн новых квадратных метров, будет добавлена новая ветка метро к парку «Остров мечты». Речной маршрут в некоторых случаях сэкономит пассажирам по 30–40 мин. Чтобы добраться от спального района Печатники до Коломенской набережной с одного берега на другой, потребуется всего 3 минуты.

Провозная способность каждого маршрута составит 15-16 тыс. пассажиров в день — это будет еще один важный элемент московского транспорта и удобная альтернатива личному автомобилю.

Работа речного пассажирского транспорта будет регулироваться Государственным казенным учреждением «Организатор перевозок» Департамента транспорта г. Москвы (ГКУ «Организатор перевозок»).

ФИНАНСИРОВАНИЕ

В проекте принимает участие Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая поставит в лизинг на льготных условиях 7 электросудов для регулярных речных перевозок в Москве в 2023 году. Суда уже законтрактованы, ведется их строительство на российской верфи, что соответствует миссии компании по поддержке и развитию отечественного машиностроения.

Ряд регионов России уже проявил интерес к формированию флота электросудов, например, грузопассажирских паромов для переправ. Среди них – Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь. ГТЛК зачастую поддерживает проекты на самом сложном, начальном этапе развития и накопила большой опыт по продвижению новых типов транспортных средств на рынке. Доказавший свою эффективность инструмент лизинга может помочь регионам в осуществлении их планов.