Энергия перемен: какое топливо нужно российским судам?
В вопросах «зеленой повестки» каждый преследует свои, не всегда исключительно «зеленые», цели. Так, европейцы более всех ратуют за отказ от традиционного «тяжелого топлива», поскольку в ЕС своей нефти нет. Сжиженный природный газ (СПГ) считается «промежуточным» видом топлива, который, по мнению ряда европейских игроков рынка, можно и нужно «перескочить», перейдя на аммиак, водород и биотопливо. Примечательно, однако, что СПГ-судоходство активно развивается в Северной Европе, где имеются запасы природного газа.
В этой истории свои козыри есть и у России. В первую очередь, это тот же самый природный газ, особенно на фоне снижения спроса на него со стороны Евросоюза. Использование сжиженного природного газа, на наш взгляд, должно стать одним из приоритетов для отечественного судоходства и судостроения по мере развития соответствующих производств и сокращения поставок трубопроводного газа на экспорт. Тем более, что в предыдущие годы мы видели достаточно активное развитие соответствующей инфраструктуры: осенью прошлого года открылось малотоннажное производство СПГ «КС Портовая» в районе Высоцка, еще ранее был запущен завод «Криогаз-Высоцк» в том же районе. «Газмпромнефть Марин Бункер», со своей стороны, ввела в эксплуатацию первый специализированный танкер-бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев», который успешно работает на Балтике, тем самым создав предпосылки для регулярных бункеровок сжиженным природным газом (СПГ) морских судов в портах России.
Если говорить о спросе со стороны судовладельцев, то флот на СПГ уже на протяжении последних нескольких лет наращивает ПАО «Совкомфлот», а в прошлом году на линии Усть-Луга - Балтийск начали работу двухтопливные паромы ФГУП «Росморпорт» «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский».
Другим видом энергии, перспективным именно для российского судоходства, является атомная. В этом сегменте именно в России накоплен уникальный опыт и компетенции. Так, помимо атомных ледоколов, активно эксплуатируется атомный контейнеровоз «Севморпуть», рассматривается возможность строительства транспортного флота на атомной энергии для организации регулярной линии на Северном морском пути.
Наблюдается и активное развитие судов на электродвижении. Конечно, речь идет о достаточно узком, но все же крайне важном сегменте: пассажирских прогулочных судах. Такие электросуда планируется широко внедрять в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, на р. Кама и др. регионах.
Отметим, что когда мы говорим о таких видах топлива, как газ и атомная энергия, мы говорим о большей конкурентоспособности с судовладельцами из западных стран, поскольку Россия имеет огромные запасы газа и уникальные компетенции в сфере атомной энергетики. Да и электроэнергия в России дешевле. Таким образом, ставка на «правильную» «зеленую повестку» вполне может помочь отечественной судоходной отрасли успешно развиваться.