• 10 января 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Коллапс на железной дороге: Все дороги не ведут в порт


    Зима, как обычно, пришла в Россию внезапно, спровоцировав проблемы с подачей подвижного состава в адрес портов. Вначале о проблемах заговорили в связи с задержками в погрузке цистерн в адрес нефтеналивных терминалов. Сейчас речь идет о полувагонах с углем. В РЖД, как обычно, кивают на стивидоров, которые, по мнению железнодорожников, не обеспечивают своевременную разморозку и выгрузку мазута и угля, однако в действительности ситуация выглядит несколько сложнее, поскольку она вызвана рядом объективных факторов.

    Возьмем мазут, который, в отличие от светлых нефтепродуктов (если, конечно, мы не говорим о летнем дизеле при сильном морозе), при отрицательных температурах смерзается. Технологии разморозки (подогрева) мазута существуют, однако требуют существенных затрат. Инвестировать в полноценные системы разморозки мазута стивидоры не будут, пока сохраняется тренд на осветление экспорта, а учитывая модернизацию НПЗ и рыночную конъюнктуру, тренд этот - долгосрочный.

    Теперь про уголь. Да, в России до сих пор существуют неспециализированные угольные терминалы, ведущие разгрузку полувагонов грейферами. Тема эта не нова и длится десятилетиями. Выход здесь только один - стимулирование инвесторов, создающих полноценные специализированные угольные терминалы с вагоноопрокидывателями, тепляками, конвейерами и т. д. С другой стороны, слишком медленное развитие железнодорожных подходов к тем же специализированным терминалам ставит под вопрос окупаемость инвестиций в них. Особенно хорошо это видно по темпам расширения пропускной способности на Восточном полигоне, который в настоящее время не способен https://portnews.ru/news/321780/ пропускать достаточное количество угля для новых специализированных терминальных мощностей, созданных в Дальневосточном бассейне.

    Одна из главных проблем во всем этом - неритмичность поставок вагонов на терминалы из-за сложностей во внутренней логистике РЖД, связанных, в том числе, с влиянием пандемии: локомотивная бригада, банально, может неожиданно уйти на карантин из-за вспышки инфекции.

    На все это накладывается и изменение логистических схем, когда грузы стали перевозиться по железным дорогам через Россию вместо резко подорожавших deep-sea маршрутов: контейнеры идут через Дальний Восток, вагоны с грузами из Архангельской области вместо Петербурга уходят по железной дороге в Китай...

    Все это лишь способствует дефициту подвижного состава, что вынуждает РЖД вводить пресловутые конвенции. В конечном итоге из-за данной ситуации страдают грузополучатели в Европе.