• 9 ноября 2010 14:00

    Правительство приняло Технические регламенты для водного транспорта

    12 августа 2010 года Правительство Российской Федерации приняло два очень важных для всей отрасли водного транспорта документа: Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»   (ТР для морского транспорта) и Постановление № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»  (ТР для внутреннего транспорта). Оба этих технических регламента вступят в силу уже через год после их официального опубликования.

    Необходимость принятия подобных документов назрела давно. Дело в том, что большинство нормативных актов, в соответствии с которыми сейчас работает отрасль, с технической точки зрения смело можно назвать устаревшими. По мнению экспертов, современное законодательство должно быть направлено на стимулирование разработки и применения инновационных технологий, интеграцию с мировыми нормами и правилами для водного транспорта, а также на создание условий для предотвращения загрязнения водной среды.

     

    Поэтому по заказу Минпромэнерго РФ была начата работа по созданию технических регламентов для морского и внутреннего водного транспорта, которая осуществлялась под руководством Министерства транспорта и должна была быть закончена еще в октябре 2008 года. К сожалению, сроки принятия данных документов несколько раз переносились на более позднее время, сначала на март 2009, а потом на январь 2010, поскольку каждый раз проекты технических регламентов признавались не готовыми и требовали доработок.

     

    Наконец 12 августа 2010 года оба технических регламента были приняты. Рассмотрим их основные моменты с точки зрения оценки соответствия объектов регулирования нормам, прописанным в данных документах.

    Объекты регулирования технических регламентов

    ТР для морского транспорта – распространяет свое действие на большинство видов морского транспорта, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. Это морские суда, которые совершают плавания по морским и внутренним путям, а также суда смешанного типа (река-море), работающие на морских и внутренних маршрутах, предусматривающих заход в иностранные морские порты.

     

    Кроме того, данный регламент имеет прямое отношение к материалам и оборудованию данной категории судов, процессам их эксплуатации и утилизации. Этот же технический регламент регулирует требования к причалам, перегрузочным комплексам и прочим объектам морской инфраструктуры, причем как в процессе разработки проекта данного объекта, так и в процессе строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

     

    Исключениями являются военные и военно-вспомогательные суда, а также суда, находящиеся на государственной службе, прогулочные суда, стационарные и плавучие платформы, буровые установки, оборудование, оснащенное взрывчатыми веществами и пиропатронами, процессы проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации, связанные с перечисленными типами судов и оборудования.

     

    ТР для внутреннего транспорта – предназначен для регулирования требований к самоходным судам с мощностью главных двигателей от 55 киловатт и более, а также несамоходным судам с валовой вместимостью от 80 регистровых тонн и более. Действие регламента распространяется на все пассажирские и наливные суда, паромные переправы, наплавные мосты и суда, предназначенные для перевозки опасных грузов. В документе подробно прописаны нормы для материалов, используемые для данной категории судов и требования к их проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и утилизации.

     

    Так же как и в ТР для морского транспорта, Технический регламент для внутреннего транспорта распространяет свое действие на объекты инфраструктуры. Это причалы, портовые сооружения, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные и гидротехнические сооружения портов, судовые ходы и все, что связано с их проектированием, строительством, эксплуатацией, ремонтом и ликвидацией объектов инфраструктуры.


    Подробный перечень всех объектов регулирования является неотъемлемой частью технических регламентов и указан в Приложении 1 к ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта соответственно.

    Основные требования к объектам регулирования

    И тот, и другой технический регламент направлен на достижение максимального уровня безопасности эксплуатации водного транспорта. В частности, в соответствии с регламентами должна обеспечиваться экологическая, биологическая, гидрометеорологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, электромагнитная, энергетическая и другие виды безопасности. Особое внимание обращается на взрывоопасность объектов регулирования и другие факторы, способные угрожать жизни и здоровью людей, животных и окружающей среды.

     

    Кроме того, новые регламенты предусматривают переоснащение уже введенных в эксплуатацию судов в соответствии с новыми требованиями. Например, теперь законодательно установлена необходимость наличия на судне любого типа навигационного оборудования с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

     

    Не обойдены вниманием и международные нормы, применяемые в области водного транспорта. Так, морской транспорт должен соответствовать всем требованиям международных конвенций МАРПОЛ 1973 года и СОЛАС 1974 года, которые касаются вопросов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

     

    Что касается внутреннего морского транспорта, то требования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором будет эксплуатироваться данное судно, причем, при переходе судна в другой водный бассейн с существенно иными характеристиками, необходимо проходить внеочередное освидетельствование и получать свидетельство на разовый проход. Подробные данные по этому вопросу можно найти в Приложении 2 к ТР для внутреннего транспорта.

    Оценка соответствия объектов регулирования

    Технические регламенты предусматривают несколько видов оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Так, в ТР для морского транспорта - это оценка соответствия в виде классификации и проведение государственного контроля (надзора) над объектами, а в ТР для внутреннего транспорта декларация о соответствии дополняет список способов оценки, имеется в виду декларирование соответствия на основе собственных доказательств.

     

    Выбор способа оценки соответствия зависит от вида объекта регулирования. Стоит отметить, что для каждого вида объекта предусмотрен также и собственный уполномоченный орган, который и проводит процедуру оценки.

    ТР для морского транспорта

    Процедуру оценки соответствия в форме классификации проводится в отношении следующих объектов:


         
    • морских судов, выпущенных в обращение в РФ, во время их плавания по морским и внутренним путям;

    •    
    • судов смешанного типа во время их плавания по морским путям или внутренним путям с заходом в иностранные порты;

    •    
    • материалов, изделий и оборудования применяемых для данных типов судов.

    •    
    Процедуру оценки проводит уполномоченный орган классификации судов, а все мероприятие включают в себя четыре направления.

    Первое направление - рассмотрение и согласование технической документации. Проверяются проекты, техусловия, стандарты и нормативные акты, другие виды рабочей документации и даже используемое программное обеспечение. При этом орган классификации судов не занимается проверкой правильности вычислений, а контролирует только конечные результаты расчетов.

     

    Второе направление – техническое наблюдение за объектом. Оно проводится на этапе проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта, изготовления, модернизации и утилизации. В каждом конкретном случае определяется свой порядок проведения технического наблюдения за объектом.

     

    Третье направление работы - освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого объекта до его списания. Они включают в себя проверку наличия согласованной технической документации, всевозможные виды осмотров судов и материалов, а также оформление и выдачу документов, подтверждающих факт освидетельствования. Периодичность освидетельствования зависит от вида объекта.

     

    Четвертое направление работы органа по классификации объектов морского транспорта – оформление документации о соответствии морского транспорта требованиям технического регламента. Это достаточно обширная работа, поскольку в процессе оценки соответствия в форме классификации в зависимости от проведенной работы могут быть выданы следующие документы:


         
    • Документы о соответствии требованиям ТР для морского транспорта.  Выдаются на основании положительных результатов технического наблюдения за строительством объекта и процедуры освидетельствования судна и его элементов. При этом объектами могут быть морские суда во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство о классификации, подлежащее ежегодному подтверждению. Данное свидетельство выдается также для  морских судов во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, судов внутреннего плавания, а также судов смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта технического регулирования. Оно является документом о соответствии материалов, изделий и оборудования для судов, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Акт освидетельствования объекта технического регулирования перед утилизацией. Также выдается для материалов, изделий и судового оборудования, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.
    •    
    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) проводится для всех остальных видов объектов регулирования, предусмотренных данным техническим регламентом. В частности это причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, а также процессы их проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

    Государственный контроль (надзор) осуществляется несколькими уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации:


         
    • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами);

    •    
    • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

    •    
    • Министерством регионального развития Российской Федерации;

    •    
    • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    •    
    • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    •    
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    •    
    Если же объекты инфраструктуры не предусмотрены  ТР для морского транспорта, то  их оценка соответствия проводится в соответствии с  Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".


    ТР для внутреннего транспорта

    Процедура оценки соответствия в форме классификации предусмотрена для:

     
         
    • самоходных судов внутреннего водного транспорта с мощностью главного двигателя от 55 киловатт и более;

    •    
    • несамоходных судов валовой вместимостью от 80 регистровых тонн;

    •    
    • пассажирских судов;

    •    
    • наливных судов;

    •    
    • судов для перевозки опасных грузов;

    •    
    • паромных переправ;

    •    
    • наплавных мостов;

    •    
    • материалов и изделий, предназначенных для перечисленных видов судов;

    •    
    • процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, как судов, так и необходимых для них материалов (изделий).
    •    
    Оценка соответствия в форме классификации проводится уполномоченными органами классификации судов и включает в себя три направления: рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации.

    Работы, проводимые по этим направлениям, во многом схожи с работами по оценке соответствия в форме классификации, предусмотренными ТР для морского транспорта. Хотя есть и некоторые отличия по конкретным видам объектов. Эти отличия очень подробно описаны в статьях 512 – 517 ТР для внутреннего транспорта.


    По результатам проведенных работ в зависимости от вида объекта и перечня проведенных работ могут быть выданы следующие документы:


         
    • Письменное заключение о согласовании технической документации и компьютерных приложений. Заключение действительно не более 6 лет.

    •    
    • Свидетельство о классификации на основании результатов поэтапных проверок, швартовных и ходовых испытаний. Получение этого свидетельства необходимо для самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходных судов валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, всех пассажирских и наливных судов, а также всех судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, а также паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта регулирования выдается на материалы и изделия для судов.

    •    
     

    Оценка соответствия в форме декларирования соответствия на основе собственных доказательств предусмотрена для причалов и портовых причальных сооружений.

     

    В этом случае заявителем является собственник объекта или его эксплуатант. Заявителем самостоятельно составляется и принимается декларация соответствия на основании необходимой технической документации, результатов собственных испытаний и измерений и проведения обследования аккредитованной испытательной лабораторией.

    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) для разных типов объектов проводится различными уполномоченными органами:

       
         
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта контролирует средства навигационного оборудования и судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом. А также используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях. Кроме того, процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору процедура оценки соответствия в форме государственного контроля для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, которые должны соответствовать Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    •    
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  контролирует перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет оценку соответствия самоходных судов, несамоходных судов, пассажирских и наливных судов, плавсредств, предназначенных для перевозки опасных грузов, паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях. А также процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта. Кроме того, к их ведению относятся перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения,  процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит оценку соответствия таких объектов как самоходные суда, несамоходные суда, пассажирские и наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов.
    •    
    В ходе мероприятий по оценке соответствия в форме государственного контроля (надзора) уполномоченные органы проводят проверку работающих объектов, фиксируют показания приборов, ведут наблюдение за инструментальным контролем и проводят контрольные заборы воды и прочие действия.
       

    В случае неисполнения требований ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта объекты регулирования не могут быть допущены к эксплуатации и установке. Ответственными же за прохождение процедуры оценки соответствия являются владельцы и эксплуататоры данных объектов.

    Заключение

    Хочется надеяться, что принятые технические регламенты для водного транспорта действительно помогут достичь поставленных при их разработке задач. А вот каковы будут результаты их реального применения - покажет практика.

     

    Для написания статьи были использованы материалы сайта сертификационного центра "Quantum group"



17 мая 2024

11:10 ГТЛК проавансировала строительство 12 барж и 3 буксиров на Череповецком судостроительном заводе
10:48 На Городецком гидроузле проведено регулярное обследование шлюзов, плотин и дамб
10:33 Росморпорт планирует доковый ремонт дизель-электрического ледокола «Капитан Чудинов»
10:07 Теплоход «Адмирал Невельской» вернулся на линию Корсаков ‒ Курилы после ремонта
09:46 Суда FESCO в мае 2024 года совершат 5 рейсов во Вьетнам
09:24 «K» Line опробовала биотопливо марки B100 при рейсе морского автовоза Apollon Highway
09:02 ФГБУ «ГлавСевморпуть» призывает к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП
08:39 В Астраханском вузе Росрыболовства провели испытания нового подводного робота
08:21 ААНИИ завершил первый этап модернизации автоматизированной ледово-информационной системы «Север»
08:00 Эксперт: помимо дисбаланса в развитии портов и железных дорог существуют проблемы с технологиями их взаимодействия

16 мая 2024

19:00 РС объявил конкурс 2024 года на лучшую выпускную квалификационную работу
18:48 ААНИИ в 2024 году планирует открыть 58 станций мониторинга вечной мерзлоты
18:37 XV Международный салон «Комплексная безопасность» пройдет с 29 мая по 1 июня 2024 года
18:24 ААНИИ: Принципиально тяжелых ледовых условий для летней навигации 2024 года на СМП не ожидается
18:11 Универсальный паром «Антей» отправился в первый рейс на линии Усть-Луга — Балтийск
17:56 Технический проект НЭС «Иван Фролов» завершен
17:43 Губернатор: Грузооборот порта Мурманск к 2027 году увеличится на 63 млн тонн
17:24 Выручка немецкой группы HHLA за январь-март 2024 года сократилась на 0,3% — до 363,6 млн евро
17:02 НИС «Академик Опарин» планируется отремонтировать до 20 декабря 2024 года
16:39 Российские ученые в 2025 году начнут поиск древнего льда возрастом 1,5 млн лет в Антарктиде
16:17 Новый земснаряд проекта 4395 «Евгений Плескевич» буксируется в Алтайский край
15:55 Навигация 2024 года открылась на Саяно-Шушенском водохранилище
15:33 В России создан технический комитет для разработки стандартов в сфере логистики и управления цепями поставок
15:16 Перевозка экспортных удобрений по сети РЖД в январе-апреле 2024 года выросла на 20,7% — до 10,7 млн тонн
14:54 Исследование: Более 95% наиболее распространенных скрубберов окупаются за 5 лет
14:29 Перевозки контейнеров на СКЖД в январе-апреле 2024 года снизились на 7,1%
14:11 Китайская компания может инвестировать в развитие терминала «Глобал Портс» в Усть-Луге
13:50 Суда в Красном море начали маскироваться под китайские через манипулирование сигналами АИС
13:32 Ливадийский РСЗ (Находка) заложил пассажирский катамаран проекта HSC200
13:13 Опыт Гуанчжоу поможет Хабаровскому краю в развитии транспортного узла Ванино и Советской Гавани
12:56 СРЗ «Красная Кузница» (Архангельск) спустил на воду сухогруз «Териберка» после докового ремонта
12:34 Росимущество передало региону 18 участков и 9 объектов в порту Магадан для создания рыбного порта
12:18 Мурманский морской торговый порт готовится ввести в эксплуатацию новый грейферный погрузчик
11:57 В Енисейском пароходстве прошло тестирование автономной спасательной шлюпки танкера «ТН-663»
11:39 Судостроительный проект «Норебо» в Ленобласти возглавил Алексей Тоболев
11:24 Для морских терминалов «Глобал Портс» на Северо-Западе закуплены два новых перегружателя-ричстакера
11:03 Морспасслужба получит 6 ТНПА в составе строящихся специализированных судов
10:42 Владимир Путин: Экспорт российского продовольствия на китайский рынок в 2023 году вырос в 1,5 раза
10:31 Началась установка модульного причала на речном вокзале Пермь-I
10:12 На страны Каспия приходится 65% внешнеторгового оборота Астраханской области
09:53 РС: Развитие проектов в области автономного судовождения требует комплексного подхода к вопросам безопасности
09:34 Паромная переправа через реку Яна заработала в Магаданской области
09:16 Первый углевоз MOL с жестким парусом выполнил семь рейсов в Японию
08:55 Восточная верфь начала швартовные испытания краболова проекта 03141 «Пума»
08:38 HD KSOE получила разрешение на аренду судостроительных мощностей на филиппинской верфи
08:19 Пассажирские теплоходы «Москва-214» и «Россия» столкнулись на Волге в Ярославле
08:00 На паруснике «Мир» началась плавательная практика 2024 года

15 мая 2024

19:00 В Киров доставлены стройматериалы в рамках первого за десятилетия грузового рейса по Вятке
18:31 СПГ-танкер Greenergy Ocean для MOL спущен на воду на китайской верфи
18:08 Возгорание произошло на Самусьском судозаводе в Томской области
17:55 Экспорт товаров из России в январе-марте 2024 года снизился на 2,3% — до $101,2 млрд
17:32 Вьетнамский оператор Ratraco поможет FESCO привлечь грузы для морского сервиса между Хошимином и ВМТП
17:13 Регулярные пассажирские перевозки на маршруте Казань — Верхний Услон стартовали в Татарстане
16:54 Экспорт российских крабов вырос в 2023 году 18,7% за счет переориентации логистики на Восток
16:36 Китайская верфь завершила строительство среднетоннажного рыболовного траулера «Кулой» для архангельской компании
16:19 Изменились тарифы на услуги Архангельского филиала Росморпорта по предоставлению судов для разъездных целей
15:57 Наибольшая доля строящихся судов под альтернативное топливо приходится на СПГ-газовозы и суда Ro-Ro
15:43 Денис Мантуров представил коллективу Минпромторга нового министра Антона Алиханова
15:20 Метаноловые двигатели наиболее популярны в сегменте строящихся балкеров и контейнеровозов
14:59 В порту «Лавна» (Мурманск) завершаются пусконаладочные работы стакера-реклаймера
14:44 Судостроительные заводы Ярославской области в 2023 году отгрузили продукции на 12,1 млрд рублей
14:19 Грузооборот порта Хельсинки за январь-апрель 2024 года сократился на 3,1%
13:58 Контейнерооборот порта Лонг-Бич в апреле 2024 года вырос на 14,4% — до 750 тыс. TEU
13:37 В портах Китая начал действовать безвизовый режим для иностранных круизных тургрупп
13:15 Hapag-Lloyd завершила первый квартал 2024 года с прибылью в $325 млн
12:56 СУДС Находка прошла переосвидетельствование
12:34 Стоимость проекта терминала по перевалке СУГ в порту Советская Гавань составит 30 млрд рублей
12:13 «Пелла» не смогла взыскать через суд убыток в 100 млн рублей после отказа от строительства ледокола для Росморпорта
11:59 Чистая прибыль HMM (Южная Корея) за январь-март 2024 года выросла на 63% — до $355,2 млн
11:36 Создание иранскими акционерами СК «Астрапорт шиппинг» будет способствовать развитию судоходства в Каспийском море