• 9 ноября 2010 14:00

    Правительство приняло Технические регламенты для водного транспорта

    12 августа 2010 года Правительство Российской Федерации приняло два очень важных для всей отрасли водного транспорта документа: Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»   (ТР для морского транспорта) и Постановление № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»  (ТР для внутреннего транспорта). Оба этих технических регламента вступят в силу уже через год после их официального опубликования.

    Необходимость принятия подобных документов назрела давно. Дело в том, что большинство нормативных актов, в соответствии с которыми сейчас работает отрасль, с технической точки зрения смело можно назвать устаревшими. По мнению экспертов, современное законодательство должно быть направлено на стимулирование разработки и применения инновационных технологий, интеграцию с мировыми нормами и правилами для водного транспорта, а также на создание условий для предотвращения загрязнения водной среды.

     

    Поэтому по заказу Минпромэнерго РФ была начата работа по созданию технических регламентов для морского и внутреннего водного транспорта, которая осуществлялась под руководством Министерства транспорта и должна была быть закончена еще в октябре 2008 года. К сожалению, сроки принятия данных документов несколько раз переносились на более позднее время, сначала на март 2009, а потом на январь 2010, поскольку каждый раз проекты технических регламентов признавались не готовыми и требовали доработок.

     

    Наконец 12 августа 2010 года оба технических регламента были приняты. Рассмотрим их основные моменты с точки зрения оценки соответствия объектов регулирования нормам, прописанным в данных документах.

    Объекты регулирования технических регламентов

    ТР для морского транспорта – распространяет свое действие на большинство видов морского транспорта, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. Это морские суда, которые совершают плавания по морским и внутренним путям, а также суда смешанного типа (река-море), работающие на морских и внутренних маршрутах, предусматривающих заход в иностранные морские порты.

     

    Кроме того, данный регламент имеет прямое отношение к материалам и оборудованию данной категории судов, процессам их эксплуатации и утилизации. Этот же технический регламент регулирует требования к причалам, перегрузочным комплексам и прочим объектам морской инфраструктуры, причем как в процессе разработки проекта данного объекта, так и в процессе строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

     

    Исключениями являются военные и военно-вспомогательные суда, а также суда, находящиеся на государственной службе, прогулочные суда, стационарные и плавучие платформы, буровые установки, оборудование, оснащенное взрывчатыми веществами и пиропатронами, процессы проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации, связанные с перечисленными типами судов и оборудования.

     

    ТР для внутреннего транспорта – предназначен для регулирования требований к самоходным судам с мощностью главных двигателей от 55 киловатт и более, а также несамоходным судам с валовой вместимостью от 80 регистровых тонн и более. Действие регламента распространяется на все пассажирские и наливные суда, паромные переправы, наплавные мосты и суда, предназначенные для перевозки опасных грузов. В документе подробно прописаны нормы для материалов, используемые для данной категории судов и требования к их проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и утилизации.

     

    Так же как и в ТР для морского транспорта, Технический регламент для внутреннего транспорта распространяет свое действие на объекты инфраструктуры. Это причалы, портовые сооружения, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные и гидротехнические сооружения портов, судовые ходы и все, что связано с их проектированием, строительством, эксплуатацией, ремонтом и ликвидацией объектов инфраструктуры.


    Подробный перечень всех объектов регулирования является неотъемлемой частью технических регламентов и указан в Приложении 1 к ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта соответственно.

    Основные требования к объектам регулирования

    И тот, и другой технический регламент направлен на достижение максимального уровня безопасности эксплуатации водного транспорта. В частности, в соответствии с регламентами должна обеспечиваться экологическая, биологическая, гидрометеорологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, электромагнитная, энергетическая и другие виды безопасности. Особое внимание обращается на взрывоопасность объектов регулирования и другие факторы, способные угрожать жизни и здоровью людей, животных и окружающей среды.

     

    Кроме того, новые регламенты предусматривают переоснащение уже введенных в эксплуатацию судов в соответствии с новыми требованиями. Например, теперь законодательно установлена необходимость наличия на судне любого типа навигационного оборудования с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

     

    Не обойдены вниманием и международные нормы, применяемые в области водного транспорта. Так, морской транспорт должен соответствовать всем требованиям международных конвенций МАРПОЛ 1973 года и СОЛАС 1974 года, которые касаются вопросов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

     

    Что касается внутреннего морского транспорта, то требования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором будет эксплуатироваться данное судно, причем, при переходе судна в другой водный бассейн с существенно иными характеристиками, необходимо проходить внеочередное освидетельствование и получать свидетельство на разовый проход. Подробные данные по этому вопросу можно найти в Приложении 2 к ТР для внутреннего транспорта.

    Оценка соответствия объектов регулирования

    Технические регламенты предусматривают несколько видов оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Так, в ТР для морского транспорта - это оценка соответствия в виде классификации и проведение государственного контроля (надзора) над объектами, а в ТР для внутреннего транспорта декларация о соответствии дополняет список способов оценки, имеется в виду декларирование соответствия на основе собственных доказательств.

     

    Выбор способа оценки соответствия зависит от вида объекта регулирования. Стоит отметить, что для каждого вида объекта предусмотрен также и собственный уполномоченный орган, который и проводит процедуру оценки.

    ТР для морского транспорта

    Процедуру оценки соответствия в форме классификации проводится в отношении следующих объектов:


         
    • морских судов, выпущенных в обращение в РФ, во время их плавания по морским и внутренним путям;

    •    
    • судов смешанного типа во время их плавания по морским путям или внутренним путям с заходом в иностранные порты;

    •    
    • материалов, изделий и оборудования применяемых для данных типов судов.

    •    
    Процедуру оценки проводит уполномоченный орган классификации судов, а все мероприятие включают в себя четыре направления.

    Первое направление - рассмотрение и согласование технической документации. Проверяются проекты, техусловия, стандарты и нормативные акты, другие виды рабочей документации и даже используемое программное обеспечение. При этом орган классификации судов не занимается проверкой правильности вычислений, а контролирует только конечные результаты расчетов.

     

    Второе направление – техническое наблюдение за объектом. Оно проводится на этапе проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта, изготовления, модернизации и утилизации. В каждом конкретном случае определяется свой порядок проведения технического наблюдения за объектом.

     

    Третье направление работы - освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого объекта до его списания. Они включают в себя проверку наличия согласованной технической документации, всевозможные виды осмотров судов и материалов, а также оформление и выдачу документов, подтверждающих факт освидетельствования. Периодичность освидетельствования зависит от вида объекта.

     

    Четвертое направление работы органа по классификации объектов морского транспорта – оформление документации о соответствии морского транспорта требованиям технического регламента. Это достаточно обширная работа, поскольку в процессе оценки соответствия в форме классификации в зависимости от проведенной работы могут быть выданы следующие документы:


         
    • Документы о соответствии требованиям ТР для морского транспорта.  Выдаются на основании положительных результатов технического наблюдения за строительством объекта и процедуры освидетельствования судна и его элементов. При этом объектами могут быть морские суда во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство о классификации, подлежащее ежегодному подтверждению. Данное свидетельство выдается также для  морских судов во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, судов внутреннего плавания, а также судов смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта технического регулирования. Оно является документом о соответствии материалов, изделий и оборудования для судов, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.

    •    
    • Акт освидетельствования объекта технического регулирования перед утилизацией. Также выдается для материалов, изделий и судового оборудования, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.
    •    
    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) проводится для всех остальных видов объектов регулирования, предусмотренных данным техническим регламентом. В частности это причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, а также процессы их проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

    Государственный контроль (надзор) осуществляется несколькими уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации:


         
    • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами);

    •    
    • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

    •    
    • Министерством регионального развития Российской Федерации;

    •    
    • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    •    
    • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

    •    
    • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    •    
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    •    
    Если же объекты инфраструктуры не предусмотрены  ТР для морского транспорта, то  их оценка соответствия проводится в соответствии с  Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".


    ТР для внутреннего транспорта

    Процедура оценки соответствия в форме классификации предусмотрена для:

     
         
    • самоходных судов внутреннего водного транспорта с мощностью главного двигателя от 55 киловатт и более;

    •    
    • несамоходных судов валовой вместимостью от 80 регистровых тонн;

    •    
    • пассажирских судов;

    •    
    • наливных судов;

    •    
    • судов для перевозки опасных грузов;

    •    
    • паромных переправ;

    •    
    • наплавных мостов;

    •    
    • материалов и изделий, предназначенных для перечисленных видов судов;

    •    
    • процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, как судов, так и необходимых для них материалов (изделий).
    •    
    Оценка соответствия в форме классификации проводится уполномоченными органами классификации судов и включает в себя три направления: рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации.

    Работы, проводимые по этим направлениям, во многом схожи с работами по оценке соответствия в форме классификации, предусмотренными ТР для морского транспорта. Хотя есть и некоторые отличия по конкретным видам объектов. Эти отличия очень подробно описаны в статьях 512 – 517 ТР для внутреннего транспорта.


    По результатам проведенных работ в зависимости от вида объекта и перечня проведенных работ могут быть выданы следующие документы:


         
    • Письменное заключение о согласовании технической документации и компьютерных приложений. Заключение действительно не более 6 лет.

    •    
    • Свидетельство о классификации на основании результатов поэтапных проверок, швартовных и ходовых испытаний. Получение этого свидетельства необходимо для самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходных судов валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, всех пассажирских и наливных судов, а также всех судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, а также паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях.

    •    
    • Свидетельство об одобрении типа объекта регулирования выдается на материалы и изделия для судов.

    •    
     

    Оценка соответствия в форме декларирования соответствия на основе собственных доказательств предусмотрена для причалов и портовых причальных сооружений.

     

    В этом случае заявителем является собственник объекта или его эксплуатант. Заявителем самостоятельно составляется и принимается декларация соответствия на основании необходимой технической документации, результатов собственных испытаний и измерений и проведения обследования аккредитованной испытательной лабораторией.

    Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) для разных типов объектов проводится различными уполномоченными органами:

       
         
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта контролирует средства навигационного оборудования и судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом. А также используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях. Кроме того, процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору процедура оценки соответствия в форме государственного контроля для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, которые должны соответствовать Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    •    
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  контролирует перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет оценку соответствия самоходных судов, несамоходных судов, пассажирских и наливных судов, плавсредств, предназначенных для перевозки опасных грузов, паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях. А также процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта. Кроме того, к их ведению относятся перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения,  процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

    •    
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит оценку соответствия таких объектов как самоходные суда, несамоходные суда, пассажирские и наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов.
    •    
    В ходе мероприятий по оценке соответствия в форме государственного контроля (надзора) уполномоченные органы проводят проверку работающих объектов, фиксируют показания приборов, ведут наблюдение за инструментальным контролем и проводят контрольные заборы воды и прочие действия.
       

    В случае неисполнения требований ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта объекты регулирования не могут быть допущены к эксплуатации и установке. Ответственными же за прохождение процедуры оценки соответствия являются владельцы и эксплуататоры данных объектов.

    Заключение

    Хочется надеяться, что принятые технические регламенты для водного транспорта действительно помогут достичь поставленных при их разработке задач. А вот каковы будут результаты их реального применения - покажет практика.

     

    Для написания статьи были использованы материалы сайта сертификационного центра "Quantum group"



16 июля 2024

19:00 Пассажиропоток на речных маршрутах Подмосковья с начала сезона вырос на 21%
18:47 Минобороны подало иск к «Заводу нижегородский теплоход»
18:18 В Енисейском заливе найден затонувший в 1943 году сухогруз «Тбилиси»
17:59 10-я юбилейная конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург 2024» откроется 1 октября
17:36 Южнокорейская STX Heavy Industries изменит название на HD Hyundai Marine Engine
17:14 Ряд морских контейнерных перевозчиков впервые за долгое время стал снижать спотовые ставки
16:47 Земснаряд «Кадош» Росморпорта отправится в доковый ремонт
16:25 В Сербии планируется реконструкция дунайского порта Прахово за счет госбюджета
16:04 Пакет акций «Логин Дело» Сергея Шишкарева в АО «Корсаковский морской торговый порт» составил 64,26%
15:46 В бункерном топливе региона Амстердам-Роттердам-Антверпен обнаружено высокое содержание абразивных частиц
15:28 Губернатор: Площадку для белорусского порта в Приморье выберут в 2024 году
15:11 Череповецкий судозавод передал ГТЛК третью баржу проекта RBD4608
14:57 Трехпалубный теплоход «Сергей Есенин» выполнил первую швартовку к новому причалу в Великом Новгороде
14:39 РКО начало техническое наблюдение за строительством третьего земснаряда проекта 93.159А
14:02 Китайская Yangzijiang Shipbuilding планирует расширить свои судостроительные мощности
13:38 Генеральным директором завода «Красное Сормово» назначен Станислав Кругляшов
13:20 Новороссийский зерновой терминал в сезон 2023/2024 отгрузил 168 судов
13:01 СНСЗ заложил тринадцатый морской тральщик проекта 12700 «Виктор Корнер»
12:39 Премьер-министр Дагестана: Товарооборот с Ираном пока реализован на 10-15%
12:21 Завершено совместное российско-китайское морское патрулирование в Южно-Китайском море
12:02 Первый в России водородный полигон запущен в Южно-Сахалинске
11:46 В Ростове-на-Дону спущен на воду плавучий причал для швартовки пассажирских судов
11:17 Танкеры ASCO в январе-июне 2024 года снизили грузоперевозки на 20% — до 2 млн тонн
10:56 Спуск к причалу и зал ожидания для пассажиров теплоходов обустроят в Хопылеве (Ярославская область)
10:35 Контейнерные перевозки на СКЖД в январе-июне 2024 года снизились на 7,6% — до 91,5 тыс. TEU
10:17 РС актуализировал Правила постройки танкеров для перевозки сжиженных газов
09:58 В Приморье заказчику передан первый композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108»
09:44 В Пермском крае выставили на продажу причал Чайковского речного порта
09:32 Росморречфлот предлагает активнее использовать транзитный потенциал речных артерий Приморья
09:09 Баржа получила повреждение корпуса при прохождении порога на Енисее
08:46 Состояние гидротехнических сооружений ВМТП проинспектировано руководителями отраслевых ведомств
08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта