1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Правительство приняло Технические регламенты для водного транспорта

9 ноября 2010   14:00

Правительство приняло Технические регламенты для водного транспорта

12 августа 2010 года Правительство Российской Федерации приняло два очень важных для всей отрасли водного транспорта документа: Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»   (ТР для морского транспорта) и Постановление № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»  (ТР для внутреннего транспорта). Оба этих технических регламента вступят в силу уже через год после их официального опубликования.

Необходимость принятия подобных документов назрела давно. Дело в том, что большинство нормативных актов, в соответствии с которыми сейчас работает отрасль, с технической точки зрения смело можно назвать устаревшими. По мнению экспертов, современное законодательство должно быть направлено на стимулирование разработки и применения инновационных технологий, интеграцию с мировыми нормами и правилами для водного транспорта, а также на создание условий для предотвращения загрязнения водной среды.

 

Поэтому по заказу Минпромэнерго РФ была начата работа по созданию технических регламентов для морского и внутреннего водного транспорта, которая осуществлялась под руководством Министерства транспорта и должна была быть закончена еще в октябре 2008 года. К сожалению, сроки принятия данных документов несколько раз переносились на более позднее время, сначала на март 2009, а потом на январь 2010, поскольку каждый раз проекты технических регламентов признавались не готовыми и требовали доработок.

 

Наконец 12 августа 2010 года оба технических регламента были приняты. Рассмотрим их основные моменты с точки зрения оценки соответствия объектов регулирования нормам, прописанным в данных документах.

Объекты регулирования технических регламентов

ТР для морского транспорта – распространяет свое действие на большинство видов морского транспорта, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации. Это морские суда, которые совершают плавания по морским и внутренним путям, а также суда смешанного типа (река-море), работающие на морских и внутренних маршрутах, предусматривающих заход в иностранные морские порты.

 

Кроме того, данный регламент имеет прямое отношение к материалам и оборудованию данной категории судов, процессам их эксплуатации и утилизации. Этот же технический регламент регулирует требования к причалам, перегрузочным комплексам и прочим объектам морской инфраструктуры, причем как в процессе разработки проекта данного объекта, так и в процессе строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

 

Исключениями являются военные и военно-вспомогательные суда, а также суда, находящиеся на государственной службе, прогулочные суда, стационарные и плавучие платформы, буровые установки, оборудование, оснащенное взрывчатыми веществами и пиропатронами, процессы проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации, связанные с перечисленными типами судов и оборудования.

 

ТР для внутреннего транспорта – предназначен для регулирования требований к самоходным судам с мощностью главных двигателей от 55 киловатт и более, а также несамоходным судам с валовой вместимостью от 80 регистровых тонн и более. Действие регламента распространяется на все пассажирские и наливные суда, паромные переправы, наплавные мосты и суда, предназначенные для перевозки опасных грузов. В документе подробно прописаны нормы для материалов, используемые для данной категории судов и требования к их проектированию, строительству, эксплуатации, ремонту и утилизации.

 

Так же как и в ТР для морского транспорта, Технический регламент для внутреннего транспорта распространяет свое действие на объекты инфраструктуры. Это причалы, портовые сооружения, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные и гидротехнические сооружения портов, судовые ходы и все, что связано с их проектированием, строительством, эксплуатацией, ремонтом и ликвидацией объектов инфраструктуры.


Подробный перечень всех объектов регулирования является неотъемлемой частью технических регламентов и указан в Приложении 1 к ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта соответственно.

Основные требования к объектам регулирования

И тот, и другой технический регламент направлен на достижение максимального уровня безопасности эксплуатации водного транспорта. В частности, в соответствии с регламентами должна обеспечиваться экологическая, биологическая, гидрометеорологическая, механическая, пожарная, термическая, химическая, электрическая, электромагнитная, энергетическая и другие виды безопасности. Особое внимание обращается на взрывоопасность объектов регулирования и другие факторы, способные угрожать жизни и здоровью людей, животных и окружающей среды.

 

Кроме того, новые регламенты предусматривают переоснащение уже введенных в эксплуатацию судов в соответствии с новыми требованиями. Например, теперь законодательно установлена необходимость наличия на судне любого типа навигационного оборудования с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

 

Не обойдены вниманием и международные нормы, применяемые в области водного транспорта. Так, морской транспорт должен соответствовать всем требованиям международных конвенций МАРПОЛ 1973 года и СОЛАС 1974 года, которые касаются вопросов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Что касается внутреннего морского транспорта, то требования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором будет эксплуатироваться данное судно, причем, при переходе судна в другой водный бассейн с существенно иными характеристиками, необходимо проходить внеочередное освидетельствование и получать свидетельство на разовый проход. Подробные данные по этому вопросу можно найти в Приложении 2 к ТР для внутреннего транспорта.

Оценка соответствия объектов регулирования

Технические регламенты предусматривают несколько видов оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Так, в ТР для морского транспорта - это оценка соответствия в виде классификации и проведение государственного контроля (надзора) над объектами, а в ТР для внутреннего транспорта декларация о соответствии дополняет список способов оценки, имеется в виду декларирование соответствия на основе собственных доказательств.

 

Выбор способа оценки соответствия зависит от вида объекта регулирования. Стоит отметить, что для каждого вида объекта предусмотрен также и собственный уполномоченный орган, который и проводит процедуру оценки.

ТР для морского транспорта

Процедуру оценки соответствия в форме классификации проводится в отношении следующих объектов:


       
  • морских судов, выпущенных в обращение в РФ, во время их плавания по морским и внутренним путям;

  •    
  • судов смешанного типа во время их плавания по морским путям или внутренним путям с заходом в иностранные порты;

  •    
  • материалов, изделий и оборудования применяемых для данных типов судов.

  •    
Процедуру оценки проводит уполномоченный орган классификации судов, а все мероприятие включают в себя четыре направления.

Первое направление - рассмотрение и согласование технической документации. Проверяются проекты, техусловия, стандарты и нормативные акты, другие виды рабочей документации и даже используемое программное обеспечение. При этом орган классификации судов не занимается проверкой правильности вычислений, а контролирует только конечные результаты расчетов.

 

Второе направление – техническое наблюдение за объектом. Оно проводится на этапе проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта, изготовления, модернизации и утилизации. В каждом конкретном случае определяется свой порядок проведения технического наблюдения за объектом.

 

Третье направление работы - освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого объекта до его списания. Они включают в себя проверку наличия согласованной технической документации, всевозможные виды осмотров судов и материалов, а также оформление и выдачу документов, подтверждающих факт освидетельствования. Периодичность освидетельствования зависит от вида объекта.

 

Четвертое направление работы органа по классификации объектов морского транспорта – оформление документации о соответствии морского транспорта требованиям технического регламента. Это достаточно обширная работа, поскольку в процессе оценки соответствия в форме классификации в зависимости от проведенной работы могут быть выданы следующие документы:


       
  • Документы о соответствии требованиям ТР для морского транспорта.  Выдаются на основании положительных результатов технического наблюдения за строительством объекта и процедуры освидетельствования судна и его элементов. При этом объектами могут быть морские суда во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

  •    
  • Свидетельство о классификации, подлежащее ежегодному подтверждению. Данное свидетельство выдается также для  морских судов во время их плавания по морским путям или по внутренним водным путям, судов внутреннего плавания, а также судов смешанного типа во время их движения по морским и внутренним водным маршрутам с заходом в иностранный морской порт. Приложение № 1 к ТР для морского транспорта.

  •    
  • Свидетельство об одобрении типа объекта технического регулирования. Оно является документом о соответствии материалов, изделий и оборудования для судов, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.

  •    
  • Акт освидетельствования объекта технического регулирования перед утилизацией. Также выдается для материалов, изделий и судового оборудования, указанных в Приложении № 1 к ТР для морского транспорта.
  •    
Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) проводится для всех остальных видов объектов регулирования, предусмотренных данным техническим регламентом. В частности это причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, а также процессы их проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и утилизации.

Государственный контроль (надзор) осуществляется несколькими уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации:


       
  • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами);

  •    
  • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

  •    
  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

  •    
  • Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

  •    
  • Министерством регионального развития Российской Федерации;

  •    
  • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

  •    
  • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

  •    
  • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

  •    
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  •    
Если же объекты инфраструктуры не предусмотрены  ТР для морского транспорта, то  их оценка соответствия проводится в соответствии с  Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".


ТР для внутреннего транспорта

Процедура оценки соответствия в форме классификации предусмотрена для:

 
       
  • самоходных судов внутреннего водного транспорта с мощностью главного двигателя от 55 киловатт и более;

  •    
  • несамоходных судов валовой вместимостью от 80 регистровых тонн;

  •    
  • пассажирских судов;

  •    
  • наливных судов;

  •    
  • судов для перевозки опасных грузов;

  •    
  • паромных переправ;

  •    
  • наплавных мостов;

  •    
  • материалов и изделий, предназначенных для перечисленных видов судов;

  •    
  • процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, как судов, так и необходимых для них материалов (изделий).
  •    
Оценка соответствия в форме классификации проводится уполномоченными органами классификации судов и включает в себя три направления: рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за строительством (изготовлением), переоборудованием, модернизацией, ремонтом объектов регулирования и освидетельствование объектов регулирования в эксплуатации.

Работы, проводимые по этим направлениям, во многом схожи с работами по оценке соответствия в форме классификации, предусмотренными ТР для морского транспорта. Хотя есть и некоторые отличия по конкретным видам объектов. Эти отличия очень подробно описаны в статьях 512 – 517 ТР для внутреннего транспорта.


По результатам проведенных работ в зависимости от вида объекта и перечня проведенных работ могут быть выданы следующие документы:


       
  • Письменное заключение о согласовании технической документации и компьютерных приложений. Заключение действительно не более 6 лет.

  •    
  • Свидетельство о классификации на основании результатов поэтапных проверок, швартовных и ходовых испытаний. Получение этого свидетельства необходимо для самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходных судов валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, всех пассажирских и наливных судов, а также всех судов, предназначенных для перевозки опасных грузов, а также паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях.

  •    
  • Свидетельство об одобрении типа объекта регулирования выдается на материалы и изделия для судов.

  •    
 

Оценка соответствия в форме декларирования соответствия на основе собственных доказательств предусмотрена для причалов и портовых причальных сооружений.

 

В этом случае заявителем является собственник объекта или его эксплуатант. Заявителем самостоятельно составляется и принимается декларация соответствия на основании необходимой технической документации, результатов собственных испытаний и измерений и проведения обследования аккредитованной испытательной лабораторией.

Процедура оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) для разных типов объектов проводится различными уполномоченными органами:

   
       
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта контролирует средства навигационного оборудования и судовые ходы, обозначенные навигационными знаками судоходной обстановки или иным способом. А также используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях. Кроме того, процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта.

  •    
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору процедура оценки соответствия в форме государственного контроля для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, которые должны соответствовать Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

  •    
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  контролирует перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения.

  •    
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет оценку соответствия самоходных судов, несамоходных судов, пассажирских и наливных судов, плавсредств, предназначенных для перевозки опасных грузов, паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях. А также процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, эксплуатации и утилизации, связанные с объектами внутреннего водного транспорта. Кроме того, к их ведению относятся перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов, причалы и портовые причальные сооружения,  процессы проектирования (включая изыскания), строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ликвидации, связанные с объектами инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

  •    
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводит оценку соответствия таких объектов как самоходные суда, несамоходные суда, пассажирские и наливные суда, суда, предназначенные для перевозки опасных грузов, перегрузочные комплексы, пассажирские терминалы, оградительные, берегоукрепительные, гидротехнические сооружения портов.
  •    
В ходе мероприятий по оценке соответствия в форме государственного контроля (надзора) уполномоченные органы проводят проверку работающих объектов, фиксируют показания приборов, ведут наблюдение за инструментальным контролем и проводят контрольные заборы воды и прочие действия.
   

В случае неисполнения требований ТР для морского транспорта и ТР для внутреннего транспорта объекты регулирования не могут быть допущены к эксплуатации и установке. Ответственными же за прохождение процедуры оценки соответствия являются владельцы и эксплуататоры данных объектов.

Заключение

Хочется надеяться, что принятые технические регламенты для водного транспорта действительно помогут достичь поставленных при их разработке задач. А вот каковы будут результаты их реального применения - покажет практика.

 

Для написания статьи были использованы материалы сайта сертификационного центра "Quantum group"


Новости от 26 декабря 2024 г.

25 декабря 2024