1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. России сегодня необходимо переоснащение речного флота - президент Союза транспортников

16 июля 2008   08:56

России сегодня необходимо переоснащение речного флота - президент Союза транспортников

"Последние 10 лет речной флот, можно сказать, смирился с тем, что он не входит в транспортную систему страны. Он не интересен государству. Речной флот должен выживать самостоятельно в рыночных условиях", - считает президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. "Почти не строятся грузовые суда, пассажирские. Если так и дальше пойдет, то зачем же нужны водные пути? Это экономическая ошибка, и ее нужно исправить, - заявил эксперт "Гудку". - Почему придавалось значение развитию внутренних водных путей в Советском Союзе, почему делается это в настоящее время и в Европе? Инвестиций на содержание водных путей требуется примерно в 50 раз меньше, чем автомобильных и железнодорожных".

Как отметил Ефимов, Россия имеет 100 тыс. км водных путей и провозит по ним 1,2% от общего количества грузов. В Европе перевозится 11% при более скудных водных артериях. "В транспортной стратегии стран Европы главным фактором развития транспортно-дорожного комплекса являются именно речные перевозки. И в настоящее время западные коллеги планируют до 15% объемов грузов переложить на речной транспорт. А в российской федеральной целевой программе предполагается объемы грузов по рекам увеличить до 2,4% объемов грузов, перевозимых в целом", - указал эксперт.

Речные перевозки в тысячу раз безопаснее автомобильных. Воздействие на окружающую среду, особенно в районах концентрации населения, минимальное. "Для климатических условий России речной транспорт можно назвать находкой, - подчеркнул Ефимов. - К примеру, сезонные работы, то есть осенью, летом, весной, увеличивают в 1,3 раза объем перевозок. В 1,5 раза увеличиваются в этот период нагрузки на автомобильные дороги. Так что же делать: строить 30 – 50% резервных автомобильных и железных дорог или часть этой нагрузки переложить на речной транспорт, как это делает Европа? Там данному виду транспорта уделяется много внимания со стороны государства".

По словам эксперта, в России нет до сих пор даже стратегии развития речного флота, и это ошибка. Между тем в таком документе можно было бы решить, какой речной флот нужен стране – для внешних, для внутренних перевозок. Регламентировать понятие инновационного развития речного транспорта. Можно было бы в таком документе прописать от таких вопросов, как необходимая правовая база, методы государственного регулирования для мотивирования развития речного флота, до вполне конкретных и первоочередных задач. Ведь применяют же какие-то рыночные механизмы западные страны, благодаря которым их речной флот развивается быстрыми темпами.

"По моему мнению, меры развития флота должны носить системный характер в плане предложений инновационного пути развития. Нужны те мероприятия, которые действительно были бы базовыми для перехода речного флота на инновационный путь развития, - сказал президент Союза транспортников. - Этот путь развития подразумевает обеспечение основных критериев его содержания, его высокоэффективности, производительности, рентабельности, конкурентоспособности. Однако речное сообщество о них пока лишь говорит, но конкретных целей не ставит. Если не повысим конкурентоспособность, рентабельность речного флота, Россию выживут из процесса перевозок на Крайний Север, из международных перевозок".

Для повышения конкурентоспособности речного флота, на взгляд эксперта, важно обеспечить мультимодальную логистику товародвижения на уровне передовых мировых стандартов. "Кроме того, нужно переоснащение флота, - подчеркнул Ефимов. - Необходим новый флот, но не в том смысле, что вновь построенный, а высокоэффективный, с новыми подходами к его работе. Иначе он не будет конкурентоспособен. Возможно, стоит присмотреться к опыту построения флота приднестровских государств. Они строят флот с осадкой до 1 м. Необходимы и вертикально интегрированные холдинги в речных портах. Как минимум на одном бассейне надо сформировать транспортную сеть, связанную в единую информационную систему – от лоцманских сборов до доставки груза. При имеющейся законодательной базе такие системы не создать".

Новости от 5 февраля 2025 г.

4 февраля 2025